Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды

1. Комментируемая статья регулирует порядок применения международных договоров в области охраны окружающей среды в нашей стране. Тем не менее, круг источников международного права окружающей среды несколько шире и не ограничен лишь международными договорами.
Международное право содержит перечень своих источников в ст. 38 Статута Международного Суда справедливости ООН 1945 г. В соответствии с этой статьей, основными источниками международного права являются:
- двусторонние и международные договоры;
- международный обычай как подтверждение общей практики, принятый в качестве закона;
- общие принципы права, признаваемые государствами.
Рассматриваемая статья Статута признает в качестве вспомогательных элементов основных принципов права международные судебные решения и доктрины. Хотя положения Статута применяются только Международным судом ООН, они все же представляют собой основной перечень правил и процедур, который в обязательном порядке принимается во внимание в процессе правотворческой деятельности государств.
В настоящее время перечень источников права, перечисленный в Статуте, несколько "устарел" и уже не отражает международную практику. Например, в нем не упоминаются акты международных межправительственных организаций, которые тоже в отдельных случаях наделены правом принимать обязательные для государств решения.
Особенностью международного права окружающей среды (МПОС) является наличие большого количества рекомендательных актов - хартий, деклараций и других документов, принимаемых на международных конференциях, конгрессах, совещаниях, либо международными организациями, которые не являются источниками международного права по формальному признаку - отсутствию обязательности их исполнения. При этом иностранными исследователями в области международного права окружающей среды, рассматриваемые нормативные акты отнесены к источникам МПОС.
Так, известный французский специалист в области международного права окружающей среды А. Кисс поделил все источники данной отрасли права на две большие категории:
- источники "твердого", обязательного права, к которым А. Кисс отнес все виды источников, перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также иные международно-правовые акты, имеющие обязательный характер и образующие право в подлинном смысле этого слова.
- источники "мягкого", т.е. рекомендательного права, не предназначенные для прямого воздействия на поведение членов международного сообщества, но обладающие огромным авторитетом, так как приняты на высоком международном уровне и нередко одобрены такими межправительственными организациями как ООН. Таким образом, необходимо признать, что значение источников "мягкого" права велико, так как они оказывают влияние на международные отношения своей квазиправовой сущностью.*(101)
Примерами источников "мягкого" права являются такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная хартия охраны природы, 1982 г., Декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. и другие. Как правило, содержащиеся в таких международно-правовых актах принципы и нормы используются в дальнейшем государствами в качестве исходных положений международных договоров, являющихся источниками права в подлинном смысле этого слова. Несмотря на регулирование отношений в области МПОС не только международными договорами, но и международными обычаями и общепризнанными принципами права, нельзя не признать, что основным источником международного права окружающей среды является все-таки международный договор. Такие договоры обладают особыми чертами, присущими только международным соглашениям в области охраны окружающей среды, к которым можно отнести следующие:
а) создание специального международного контрольного механизма для проверки исполнения обязательств государствами. В частности, положениями конвенций определяются органы, которые наделены контрольными надгосударственными полномочиями. В качестве таких органов могут выступать уже существующие международные межправительственные или неправительственные организации. Например, Международный союз охраны природы - международная неправительственная организация является органом, осуществляемым контрольные функции по исполнению положений Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г. Другими способами определения субъектов, выполняющих контрольные функции, является возложения таких полномочий на одно из государств-участников конвенции, либо создание специальных международных контрольных органов. Международный контрольный механизм включает в себя также и мероприятия, которые контролирующие органы, или сами государства при выполнении своих обязательств, вправе осуществлять, например, осуществление проверок, инспекций, досмотров различных объектов, проверка документов.
б) упрощенная процедура для внесения изменений в международные договоры. В ряде случаев договоры по охране окружающей среды принимаются по новым, до конца не изученным вопросам. Поэтому при появлении новых обстоятельств необходимо, чтобы процедура внесения поправок была очень гибкой для изменений договора в максимально короткие сроки.
в) усиление национальных мер по защите окружающей среды, предпринимаемыми странами-участницами. Большинство международных договоров по охране окружающей среды и отдельных ее компонентов реализуются каждой стороной такого договора на внутригосударственном уровне. При этом при ратификации конвенции или ином способе имплементации ее норм неизбежно меняется законодательство или политика государства в области, являющейся предметом регулирования международного договора.
г) использование так называемых "рамочных" соглашений, не накладывающих на государство никаких серьезных обязательств. После их принятия сторонами конвенции подписываются дополнительные протоколы, в которых и содержатся обязательства государств по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду (см. подробнее комментарий ст. 54).
д) взаимодействие или отсылка к положениям других договоров об окружающей среде. Например, в преамбуле Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. говорится, что ее положения основываются на "Согласованных мерах по охране фауны и флоры в Антарктике", принятых в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г.
Кроме указанных черт международных договоров в области охраны окружающей среды, их принципиальными особенностями от других международных соглашений, являются направленность и объект регулирования. Все международные соглашения - источники МПОС так или иначе направлены предотвращение негативного воздействия следующих факторов:
- недопущение нерационального потребления природных ресурсов и уничтожения отдельных природных компонентов. К соглашениям, имеющим такую направленность относятся, например, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей 1992 г., Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. и т.д.
- охрана окружающей среды от трансграничного загрязнения. Примерами таких договоров могут служить Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.
- предотвращение вооруженных конфликтов с использованием экологически опасных видов вооружений, запрещение ядерных испытаний и накапливания опасных видов вооружений. К таким международным документам относятся, например, Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии 1995 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.
Объектами международно-правовой охраны могут служить как окружающая среда в целом, так и отдельные ее компоненты, которые, в зависимости от их международно-правового режима можно условно подразделить на следующие категории:
- универсальные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции, правовой режим которых определяется исключительно международным правом (например, район открытого моря);
- "разделяемые" природные ресурсы - природные компоненты, расположенные на территории двух и более государств, правовой режим которых определяется как международными соглашениями, так и внутригосударственным правом (такими компонентами являются международные реки, мигрирующие виды диких животных, месторождения полезных ископаемых);
- внутригосударственные природные ресурсы, расположенные в территориальных пределах одного государства (леса, животный мир, недра и т.п.).
Вопрос об отнесении атмосферного воздуха к одной из вышеуказанных категорий вызвал споры в теории и на практике. По мнению ЮНЕП - Программы ООН по охране окружающей среды, воздух в силу своих химических и физических свойств не может являться внутригосударственным природным ресурсом, и, таким образом, за ним должен быть закреплен статус разделяемого природного компонента. Данное заявление не бесспорно: находясь над территорией открытого моря или Антарктиды, правовой режим атмосферного воздуха больше тяготеет к режиму универсальных природных ресурсов, так как в отношении его охраны не действует национальная юрисдикция.
В международном праве окружающей среды имеется еще одна категория объектов охраны - так называемое "общее наследие человечества". К таким природным компонентам могут быть отнесены объекты природы, изучить которые на сегодняшнем этапе развития цивилизации не представляется возможным и поэтому воздействие человека на них должно быть строго дозировано в целях сохранения таких объектов на благо будущих поколений. В настоящее время общим наследием человечества можно считать космическое пространство, Антарктиду и глубоководное морское дно.
Особенности правового режима объектов общего наследия человечества можно проследить на примере Района морского дна, т.е. глубоководного дна морей и океанов, находящегося за пределами национальной юрисдикции. Конвенция 1982 г. провозгласила Район морского дна общим наследием человечества, основные черты международно-правового режима которого и составляют содержание рассматриваемого понятия. К таким особенностям в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. относятся:
- район общего наследия человечества не подлежит какому бы то ни было присвоению какими бы то ни было субъектами международного права, юридически или физическими лицам;
- разработка минеральных ресурсов этого района государствами, юридическими или физическими лицами может происходить только по контракту с международным органом, который вправе также сам производить такую разработку;
- деятельность в районе общего наследия человечества осуществляется на благо всего человечества, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран;
- государства обязаны обеспечивать, чтобы их деятельность в данном районе, а также деятельность их юридических и физических лиц осуществлялась в соответствии с конвенцией;
- при освоении ресурсов морского дна должны приниматься меры для обеспечения эффективной защиты морской среды.
Таким образом, объекты, признанные на международном уровне общим наследием человечества подлежат особой охране.
2. Часть первая комментируемой статьи содержит правило о непосредственном применении международных договоров РФ в области охраны окружающей среды. Для такого применения необходимо выражение согласия Российской Федерацией на обязательность международного договора. В Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" выражение такого согласия в нашей стране возможно путем ратификации, утверждения, принятия и присоединения и другими способами, перечисленными в ст. 6 закона. Субъект РФ или муниципальное образование не вправе заключать международные договоры: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Закона о международных договорах РФ, их заключение относится к исключительному федеральному ведению.
Закон о международных договорах РФ содержит классификацию таких договоров в зависимости от того, кем и от чьего имени он заключен. Соглашения, заключенные от имени Российской Федерации с иностранными государствами или межправительственными организациями именуются межгосударственными договорами, от имени Правительства РФ - межправительственными договорами, от имени федеральных органов исполнительной власти - договорами межведомственного характера. В некоторых случаях, например, если это прямо указано в международном договоре, является обязательным принятие соответствующего нормативно-правового акта в целях осуществления положений международного договора, т.е. данный договор самоисполнимым не является. Как показывает практика, такие договоры связаны с необходимостью применения внутригосударственных процедур, чаще всего, по выдаче разрешений, сертификатов, создания специальных органов в т.п.
Например, ст. 4 Международной конвенции по защите растений 1951 г. обязывает стран-участниц создать официальную организацию по защите растений с полномочиями обследовать растения на корню, обследовать грузы с растениями и растительными продуктами, проводить их дезинфекцию, выдавать фитосанитарные удостоверения. Кроме того, ст. 6 данной конвенции определяет порядок ограничения импорта растений и растительных продуктов, что должно получить отражение во внутреннем законодательстве государств.
Другим международным договором, накладывающим на государства обязательства по внесению изменений в свое законодательство, является Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г. Во-первых, государства должны определить, какие органы государственной власти и научные учреждения будут выполнять функции административного органа и научного компетентного органа или создать таковые. Во-вторых, Конвенция определяет сложный порядок импорта, экспорта и интродукции из моря животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, сопровождающийся выдачей специальных документов: сертификата на реэкспорт, разрешений на экспорт и импорт, и в праве стран-участниц это должно получить закрепление.
В-третьих, Стороны должны принять меры для того, чтобы воплотить положения Конвенции в жизнь, в том числе запретить торговлю определенными видами животных, если это нарушает Конвенцию. Для этого во внутригосударственном законодательстве необходимо принимать следующие меры: сделать уголовно наказуемой торговлю и обладание такими охраняемыми видами животных; обеспечить конфискацию или возврат государству таких охраняемых видов животных.
В некоторых случаях для реализации положений международного договора не достаточно лишь внесения изменений в действующие федеральные законы или принятие подзаконных актов, а требуется принятие целого блока нормативно-правовых актов, регулирующих принципиально новые общественные отношения. Таким примером является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. После ее подписания от имени Российской Федерации стали разрабатываться принципы и порядок реализации положений Конвенции в России, нашедшие отражение в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 и многих других нормативно-правовых актах.