Объекты обязательного государственного страхования

1. Включение в состав комментируемого Закона нормы, посвященной определению объекта обязательного государственного страхования, стало классическим для отечественного страхового законодательства. Подобного рода правовые конструкции обусловлены требованием ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о включении объекта страхования в число существенных условий договора. Более того, точное определение объекта страхования влияет на правильную классификацию договора обязательного страхования, отнесение его к соответствующему виду, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, это связано с определением оснований наступления страхового случая, осуществлением страховых выплат и т.п.
Совокупный анализ положений комментируемой статьи, п. 1 ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 934 ГК РФ позволяет отметить, что обязательное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц относится к числу личного страхования. Однако законодатель ограничивает перечень объектов обязательного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц исключительно их жизнью и здоровьем. Для сравнения перечень объектов личного страхования, установленный ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" включает достижения застрахованным лицом определенного возраста или наступление в его жизни иного события. Во многом это обусловлено разграничением направлений социальной политики, проводимой государством в отношении рассматриваемой категории лиц и связанным с этим самостоятельным правовым регулированием отдельных мер социально-экономической поддержки.
Законодатель при определении объектов обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, дает лишь их перечень, тем самым фактически подменяя термином "страховой интерес". По смыслу ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в качестве объекта страхования независимо от его вида выступает имущественный интерес, обусловленный риском причинения вреда здоровью или смерти застрахованного лица. Таким образом, прослеживается такая цепочка взаимосвязи: влияние неблагоприятных факторов - как следствие прохождение службы; причиненный вред; имущественные интересы военнослужащего, приравненных к ним лиц или членов их семей. Под вредом в контексте комментируемой статьи следует понимать исключительно реальный ущерб.
Вместе с тем в отечественной юридической литературе и правоприменительной практике существует мнение относительно того, что выгодоприобретатель по обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц обладает правом на полное возмещение ущерба, включающего суммы неполученного заработка, оплаты расходов на лекарства, на лечение за границей, протезирование, затрат на погребение военнослужащих и т.п. Подобная позиция, основанная на том, что обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц по сути является страхованием ответственности работодателя, получила весьма широкое распространение*(1). Свидетельством тому многочисленные претензии, жалобы, исковые заявления, в содержании которых происходит подмена понятий "обязательное государственное страхование военнослужащих" и "полное возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью и (или) смерти".
С целью внесения ясности в существо вопроса следует рассмотреть основные моменты, используемые в содержании рассматриваемых юридических конструкций. Возмещение причиненного вреда представляет собой одну из форм гражданско-правовой ответственности, возникновение которой связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением лицом своих обязанностей. Возложение на виновное лицо дополнительных обязанностей по возмещению причиненного им вреда напрямую связно с нарушением субъективных гражданских прав другого лица и заключается в применении к правонарушителю в интересах последнего установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для должника экономически невыгодные последствия имущественного характера: возмещение вреда, уплату неустойки. Традиционно общими условиями гражданско-правовой ответственности считаются вред, противоправное поведение (противоправность), причинная связь между первым и вторым, вина делинквента.
Наличие вреда является необходимым и обязательным условием возникновения обязательств из причинения вреда и возложения ответственности за причиненный вред. Вместе с тем именно это условие необходимо рассматривать первым, в силу того что при его отсутствии нечего будет возмещать. Под вредом в гражданском праве обычно понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.п.)*(2). Вред может выражаться в уничтожении или повреждении наличного имущества, потере прибыли, лишении или уменьшении способности потерпевшего к труду, смерти кормильца, дополнительных расходах, призванных обеспечить жизнедеятельность потерпевшего как полноценной личности (расходы по уходу, на санаторно-курортное лечение, протезирование, приобретение мотоколяски и т.д.), причинении физических или нравственных страданий. Вред - это не только потеря или уменьшение того, что есть, но и неполучение того, что могло прирасти к имуществу, духовно обогатить личность, повысить ее общеобразовательный и профессиональный уровень и т.д.
Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. По смыслу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовка к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Более того, нормы, посвященные определению порядка возмещения вреда, допускают возможность индексации выплачиваемых сумм с учетом произошедших изменений общего уровня жизни или ухудшения состояния здоровья. Об этом же говорится и в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П, в котором подчеркивается, что выплаты в целях возмещения вреда, в том числе и определенные ст. 1084 ГК РФ, входят в иные выплаты, нежели страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в обязательном государственном страховании. Военнослужащий, получивший повреждение здоровья на военной службе и реализовавший в полном объеме свое право на получение определенной законом страховой суммы, может при наличии оснований добиваться от работодателя возмещения ущерба здоровью в полном объеме.
Сказанное позволяет отметить, что обязательное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц является самостоятельной формой государственных гарантий возмещения вреда, причиненного застрахованным лицам в связи с исполнением ими обязанностей военной и иной службы. При этом возникающие правоотношения по обязательному государственному страхованию не имеют своей конечной целью удовлетворение имущественных интересов застрахованного лица или выгодоприобретателя, а в первую очередь направлены на обеспечение условий защищенности таких лиц в период прохождения ими службы, а при необходимости и компенсацию понесенного ими вреда, цель которой является социальная адаптация пострадавших лиц.
Таким образом, упоминание в тексте комментируемой статьи в качестве объектов обязательного государственного страхования жизни или здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не только подчеркивает основную цель принятия настоящего Закона, но и обособляет обязательное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц от сходных с ним личного страхования и страхования ответственности за причинения вреда.
2. Определение момента возникновение и окончания действия правоотношений по обязательному государственному страхованию имеет существенное значение в целях назначения и производства соответствующих выплат. Согласно положениям настоящей статьи жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы и по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Началом военной службы согласно требованиями п. 10 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, считается:
для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
Следует оговориться, что представленный порядок исчисления сроков начала военной службы применительно к той или иной категории граждан, подлежащих призыву на военную службу, начиная с 1 января 2010 г. претерпит существенные изменения. Согласно требованиям Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" начиная с указанной даты свое действие сохраняют лишь первое и последнее события, с наступлением которых законодатель связывает начало истечения сроков военной службы.
В отличие от гражданского законодательства, которым предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня. Кроме того, военное законодательство применительно к военно-служебным отношениям не предусматривает специальных правил применительно к случаям, когда истечение сроков выпадает на нерабочие дни.
Срок военной службы истекает:
а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
В случаях когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
Особенность военно-служебных отношений заключается в том, что с истечением сроков военной службы гражданин автоматически не лишается статуса военнослужащего и продолжает в течение определенного времени оставаться их участником. В этой связи следует различать две самостоятельные группы юридических фактов, с которыми законодатель связывает истечение сроков военной службы и ее окончание. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, за исключением случаев, когда:
военнослужащий находится на стационарном лечении;
военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;
военнослужащий участвует в походах кораблей;
военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;
военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
военнослужащий находится под следствием.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы. Последним определены иные применительно к содержанию настоящей статьи случаи, когда день исключения из списков личного состава воинской части может не совпадать с днем окончания военной службы:
при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы - исключение из списков личного состава воинской части в этом случае производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности (п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы);
при приостановлении военной службы - исключение из списков личного состава воинской части должно производиться в случае увольнения военнослужащих с военной службы как в период приостановления военной службы (абз. 1 п. 1 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы), так и при прекращении оснований для приостановления военной службы (п. 4 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы);
в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - исключение из списков личного состава воинской части, являющейся правопреемником расформированной воинской части, осуществляется по окончании этого отпуска;
в случае восстановления на военной службе гражданина в соответствии с решением суда (п. 22 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Порядок проведения военных сборов, решение иных вопросов, связанных с подготовкой граждан, пребывающих в запасе, к военной службе осуществляется постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". Началом военных сборов считается:
для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;
для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Окончанием военных сборов считается:
для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, - день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;
для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, - день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Для граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, начало срока службы определяется приказом о приеме на службу, назначении на должность. В соответствии с требованиями приказа МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение. Прекращение службы в органах внутренних дел также оформляется приказом. Лицо считается уволенным после его исключения из списков личного состава органов внутренних дел.
Принимая во внимание, что п. 10 постановления Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 "О федеральной противопожарной службе" требует регулирование порядка и условий прохождения службы военнослужащими федеральной противопожарной службы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, следует определять момент начала и окончания службы указанных категорий граждан по аналогии с военнослужащими.
Согласно требованиям приказа ФСКН России от 3 мая 2005 г. N 144 "Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" начало службы и срок ее прохождения в органах наркоконтроля указываются в приказе о приеме гражданина на службу в органы наркоконтроля с назначением на должность. Если дата приема на службу и назначения на должность не указана в приказе, то гражданин считается принятым на службу и назначенным на должность с момента издания приказа. Днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы, в том числе в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Промежуток (срок) между днем увольнения со службы в органах наркоконтроля и днем исключения из списка сотрудников органа наркоконтроля не может составлять более трех месяцев.
Таким образом, можно говорить, что любой гражданин зачисленный на военную или иную службу, будет таковым считаться со дня издания такого приказа, следовательно, со дня издания приказа возникает обязанность по страхованию этого гражданина в порядке, установленном комментируемым Законом.
3. Законодатель из общего правила о совпадении моментов начала и окончания правоотношений по обязательному государственному страхованию с моментом начала и окончания службы делает два исключения. Последние в силу прямого указания связаны:
с гибелью (смертью) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
с установлением застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В обоих случаях военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При этом обязательным для каждого случая обязательным является наличие причинной связи между его наступлением и полученным в период прохождения военной службы, службы или военных сборов увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, имевшим место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Причинную связь увечья, заболевания, приведшего к гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходящего (проходившего) военные сборы, определяет военно-врачебная комиссия. Военно-врачебные комиссии могут создаваться в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение граждан, проходящих военную службу.
Причинная связь увечья, заболевания, приведшего к гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходящего (проходившего) военные сборы, устанавливается в процессе его медицинского освидетельствования с вынесением письменного заключения. Медицинское освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, получивших в период военной службы (службы в органах) увечье, заболевание, проводится для определения категории годности их к военной службе (службе в органах) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии, порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти*(3).
При медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Причинная связь увечий, заболеваний определяется:
у граждан, проходящих военную службу (военные сборы) в Вооруженных Силах Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные граждане находятся под следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд), - ЦВВК, ЦВЛК, ЦВВК ВМФ, ЦВВК РВСН, ВВК KB, ВВК военного округа, ВВК КСН, ВВК флота, флотилии, а также ВВК (в том числе созданные в медицинских учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения) с правами и обязанностями госпитальной, гарнизонной ВВК;
у граждан, проходивших военную службу (военные сборы) и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья, - ЦВВК, ЦВЛК, ЦВВК ВМФ, ЦВВК РВСН, ВВК KB, ВВК военных округов.
В случаях если гражданин в период прохождения военной службы (военных сборов) находился на лечении по поводу увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы (военных сборов), и на освидетельствование в ВВК не направлялся; если у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях; а также если увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов) либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов) при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), причинную связь увечья, заболевания определяют ЦВВК, ЦВЛК, ЦВВК ВМФ, ЦВВК РВСН, ВВК KB, ВВК военного округа, ВВК КСН, ВВК флота.
Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае если:
а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;
б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;
в) увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах.
Характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом. Перед вынесением заключения ВВК изучает следующие материалы: медицинские документы ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждений, медицинских учреждений других министерств и ведомств, данные освидетельствования за период службы и перед увольнением, справки кадровых аппаратов органов внутренних дел и внутренних войск об обстоятельствах получения увечья, протоколы судебно-медицинского (патологоанатомического) исследования, копию свидетельства о смерти, выписку из приказа органа внутренних дел (воинской части) об исключении из списков личного состава.
Причинная связь увечий, заболеваний у военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов), определяется (пересматривается или отменяется) на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, командования, кадрового органа, а также правоохранительных органов.
Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
а) "военная травма":
если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;
если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 г., во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг., в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 г., в боях у озера Хасан в 1938 г. и на реке Халхин-Гол в 1939 г., во время войны с Японией 1945 г., а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;
б) "заболевание получено в период военной службы":
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют;
в) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
г) "общее заболевание":
если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах;
если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах;
д) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Справка о травме составляется:
на военнослужащих (граждан, проходящих военные сборы), получивших увечье;
на военнослужащих (граждан, проходящих военные сборы), у которых заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) или инфицирование вирусом иммунодефицита человека возникло в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции) либо вследствие ранения, полученного при исполнении служебных (профессиональных) медицинских обязанностей;
на военнослужащих (граждан, проходящих военные сборы), у которых заболевание возникло вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Справка о травме составляется на основании материалов расследования. В ней указываются обстоятельства, при которых военнослужащий получил увечье. Справка о травме должна быть составлена не позднее 3 месяцев с момента получения указанных выше повреждений здоровья, храниться в истории болезни или как приложение к книге протоколов заседаний военно-врачебной комиссии, вынесшей заключение о причинной связи увечья, заболевания.
При отсутствии справки о травме при вынесении заключения о причинной связи увечья, заболевания ВВК могут быть приняты во внимание документы, в которых указаны причина и обстоятельства получения увечья, заболевания (если они составлены не позднее 3 месяцев с момента получения увечья, заболевания): служебная и медицинская характеристики; выписка из книги учета больных в амбулатории о первичном обращении за медицинской помощью; материалы административного или служебного расследования, дознания или уголовного дела; аттестации; справка учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения или военно-медицинского учреждения; история болезни или выписка из нее; свидетельство о болезни; запись врача-специалиста учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, врача воинской части или военно-медицинского учреждения в медицинской книжке военнослужащего (гражданина, проходившего военные сборы) о первичном обращении за медицинской помощью; справка архивного учреждения.
Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны двумя и более свидетелями, проходившими военную службу (военные сборы), службу в органах вместе с освидетельствуемым в период получения телесных повреждений. Факт прохождения свидетелями военной службы (военных сборов), службы в органах вместе с освидетельствуемым должен быть подтвержден командиром воинской части (руководителем органа), в которой освидетельствуемый проходил военную службу (военные сборы), службу в органах, или военным комиссаром по месту жительства свидетелей. Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (военные сборы), службу в органах, заболевания или контузии.
Порядок вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний, пересмотра ранее вынесенного заключения о причинной связи увечий, заболеваний и его отмены при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (службы в органах) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (служба в органах).
Заключение ВВК о причинной связи увечья, заболевания, приведшего к смерти сотрудника, военнослужащего, гражданина, проходившего службу (военную службу, военные сборы), в период службы (военной службы, военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со службы (военной службы), окончания военных сборов, вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (военной службы, военных сборов), оформляется протоколом заседания ВВК. Протокол приобщается к книге протоколов заседаний ВВК.
Заключение ВВК о причинной связи увечья, заболевания, приведшего к смерти сотрудника (военнослужащего), гражданина, проходившего службу (военную службу, военные сборы), оформляется в двух экземплярах, из которых первый экземпляр направляется руководству органов внутренних дел (в воинскую часть), второй остается в делах ВВК и приобщается к протоколу заседания ВВК.
4. Принимая во внимание специфику и сложность службы (работы) рассматриваемой категории граждан, законодатель допускает возможность существования целой системы мер социальных гарантий, направленных на компенсацию возможных потерь, в том числе связанных с их жизнью и здоровью, обусловленных ее прохождением. Учитывая, что комментируемый Закон охватывает своим действием достаточно широкий круг граждан, не имеющих между собой ничего общего относительно статуса, порядка прохождения службы и т.п., можно утверждать, что каждая предоставляемая им гарантия является самостоятельным предметом правового регулирования иного законодательного или нормативного акта. Не являются и исключением из данного правила и отношения по обязательному государственному страхованию указанных лиц, правовое регулирование которого может осуществляться нормативные правовые акты, акцентирующие внимание на специфике службы каждой из названных категорий.
В этой связи возникает коллизия правовых норм общего действия, представленных настоящим Законом и норм специального правового регулирования, распространяющих свое действие на ту или иную категорию граждан из числа представленных. В качестве варианта ее решения законодатель предлагает свободу выбора застрахованного лица между основаниями выплаты страховых сумм.
Анализ законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере обязательного государственного личного страхования, подтверждает вышесказанное. В частности, к указанным военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании могут быть отнесены судьи военных судов, прокуроры и следователи, военнослужащие Вооруженных Сил, внутренних войск, других министерств и ведомств, сотрудники МВД, которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Статьей 26 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" предусмотрено, что статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом "О статусе судей в Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами и федеральными законами. В свою очередь ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" содержит норму, регулирующую обязательное государственное страхование судей за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.
Аналогичную по своему содержанию норму содержит и ст. 45 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
Здесь следует оговориться, что максимальный размер страховой выплаты, назначаемой в соответствии с требованиями комментируемого Закона - 75 окладов военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица. В этой связи военнослужащие из числа судей военных судов, прокуроров и следователей обладают более преимущественным положением по отношению к иным категориям военнослужащих. Сравнительный анализ представленных норм позволяет отметить, что для данной категории военнослужащих законодатель при определении размера страховых выплат при наступлении страхового случая в качестве материальной компенсации использует категорию размера месячного денежного содержания (заработной платы - применительно для судей военных судов), которая значительно выше, чем выплаты, исчисляемые из размера оклада по занимаемой должности и воинскому званию. Таким образом, создается потенциальная угроза конституционного принципа равенства всех перед законом.
В таком случае при более детальном рассмотрении положений п. 3 комментируемой статьи ключевое значение в выборе страховой суммы, причитающейся гражданам, на которых распространяют свое действие несколько нормативных правовых актов, регулирующих отношения по обязательному государственному страхованию, приобретают основания назначения их к выплате, иными словами страховой случай. В каждом из названных нормативных правовых актов, в том числе и комментируемом Законе, перечень весьма различен и в ряде случаев не имеет единого содержания.
Статьей 4 настоящего Закона предусмотрено, что страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
В свою очередь, судьям военных судов органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья;
причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;
причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью (см. п. 2 ст. 20 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
Для военнослужащих органов прокуратуры и следователей органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;
причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;
причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью (п. 5 ст. 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Причем в каждом конкретном случае размер страхового возмещения определен соразмерно последствиям от наступившего вреда.
Таким образом, при выборе суммы страхового возмещения первоначально органы государственного страхования определяют, подпадают ли наступившие в результате исполнения обязанностей службы последствия под определения страхового случая одного из перечисленных нормативных актов. И лишь в случае возможного совпадения выгодоприоберататель приобретает возможность воспользоваться предоставленным ему п. 3 рассматриваемой статьи правом.
Сказанное позволяет отнести рассматриваемую норму к категории правовых норм общего действия, содержание которой может быть раскрыто лишь путем последовательного анализа с учетом требований статей, определяющих перечень обстоятельств, включаемых в страховой случай.
Как уже отмечалось выше, законом могут быть установлены случаи обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил, внутренних войск, других министерств и ведомств, сотрудников МВД, которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в качестве одного из видов социальной защиты граждан Российской Федерации, проходящих военную службу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается обязательное страхование личности от радиационного ущерба. В частности, ст. 23 названного Закона предусматривается, что прохождение военной службы (службы) в зоне отселения осуществляется гражданами из числа военнослужащих и военнообязанных, признанных военно-врачебными и (или) врачебно-консультационными комиссиями годными для работы в условиях повышенного риска радиационного ущерба, с обязательным страхованием личности от радиационного ущерба.
Однако в данном случае кроме представленной нормы иных положений, устанавливающих размер страхового возмещения, порядок и основания его выплаты, на сегодняшний день не существует*(4).
На что, в свою очередь, решением Верховного Суда РФ от 30 Федерального закона 2001 г. N ГКПИ01-331, 527 "О признании недействительным пункта 3 перечня актов Правительства РФ, утративших силу с 1 января 1999 г., утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966" было отмечено, что, признав утратившим силу с 1 января 1999 г. постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы" и не установив при этом новый порядок и конкретные размеры денежных сумм, подлежащих выплате застрахованным по обязательному бесплатному государственному страхованию, Правительство РФ фактически приостановило действие ст. 28 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако таких полномочий у Правительства РФ не имелось и не имеется. Действие ст. 28 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 1999-2000 гг. федеральным законом не приостанавливалось, а было приостановлено только на 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Кроме того, указав в оспариваемом постановлении, что постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы" признается утратившим силу с 1 января 1999 г., Правительство РФ нарушило и предписания ч. 8 ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", закрепившей, что постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" было официально опубликовано в "Российской газете" только 9 сентября 1999 г. Следовательно, в части, касающейся прав граждан по обязательному бесплатному государственному страхованию от риска радиационного ущерба, оспариваемому постановлению не могла быть придана обратная сила. Из выписки Акта о результатах комплексной ревизии исполнения федерального бюджета за 1999 г. Минфином России, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, следует, что до принятия оспариваемого постановления финансирование из федерального бюджета 1999 г. по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" бюджетной классификации производилось.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое положение правового акта Правительства РФ не соответствует федеральным законам и нарушает права граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на получение выплат по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба. Согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий федеральный закон. Таким образом, суд решил признать недействительным и не порождающим правовых последствий п. 3 Перечня актов Правительства РФ, утративших силу с 1 января 1999 г., утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Все сказанное дает основание относить порядок назначения страховых сумм гражданам, понесшим риск радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы, определенный постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы", к специальным по отношению к п. 3 комментируемой статьи основаниям их выплаты, что автоматически дает выгодоприобретателю право выбора. В рассмотренном случае, так же как и в двух предыдущих, следует при решении вопроса о выборе страховой суммы, полагаемой к выплате, принимать во внимание, относится ли наступившее событие к страховому случаю, охватываемому действием норм Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".