Субъекты обязательного государственного страхования

1. Представив комментируемой Закон в качестве специального нормативного правового акта, регулирующего конкретный вид обязательного страхования, законодатель тем самым предопределил дальнейшую его структуру в целом и содержание отдельных его норм. Его построение осуществляется по классической схеме, представленной п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации":
а) субъекты страхования;
б) объекты, подлежащие страхованию;
в) перечень страховых случаев;
г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
ж) срок действия договора страхования;
з) порядок определения размера страховой выплаты;
и) контроль за осуществлением страхования;
к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
л) иные положения.
Здесь следует обратить внимание, что законодатель не только сохраняет предложенную последовательность построения норм рассматриваемого документа, но и, раскрывая их содержание, апеллирует традиционными для отечественного рынка предоставления страховых услуг понятиями.
Используемым в заголовке комментируемой статьи термином "субъекты обязательного государственного страхования" законодатель объединяет непосредственных участников соответствующих правоотношений, исключив из его содержания юридических и физических лиц, оказывающих посреднические услуги в сфере страховой деятельности: страховых агентов, брокеров, страховых актуариев. В свою очередь, представленный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Тем самым законодатель исключает возможность любой иной формы участия в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.
2. Ключевое место в отношениях по страхованию независимо от их вида принадлежит страховщику, который, бесспорно, является центральным субъектом страхового дела. Страховщики могут осуществлять оценку страхового риска, получать страховые премии (страховые взносы), формировать страховые резервы, инвестировать активы, определять размер убытков или ущерба, производить страховые выплаты, осуществлять иные действия, связанные с выполнением обязательств по договору страхования.
Страховщиком по обязательному государственному страхованию могут быть только страховые организации, отвечающие следующим обязательным условиям:
наличие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования;
заключение со страхователями договоров обязательного государственного страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой организацией признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке. Сказанное позволяет отметить, что принципиального значения для осуществления страховой деятельности организационно-правовая форма создаваемого юридического лица не имеет. Здесь важно соблюдение установленного порядка его создания. Следует оговориться, что действующее законодательство не содержит единого унифицированного порядка создания юридических лиц. Общим для них будет являться только порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических ли и индивидуальных предпринимателей"*(5) и принятыми на его основе постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439", а также приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Порядок создания юридических лиц поставлен в прямую зависимость от избираемой в процессе создания организационно-правовой формы и, в свою очередь, определяется положениями отдельных статей ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и целям рядом принятых на их основе иных нормативных правовых актов.
Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определены в ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", по смыслу которой принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется Федеральной службой страхового надзора*(6). В соответствии со ст. 32.4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" субъекту страхового дела необходимо получить лицензию в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии.
Наличие лицензии на осуществление страховой деятельности является обязательным, но не единственным требованием, предъявляемым к организации, выходящей на рынок по оказанию страховых услуг. Альтернативным в данном случае требованием будет являться обеспечение финансовой устойчивости страховщиков. Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Статьей 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлены требования к минимальному размеру уставного капитала для учреждения страховой организации. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов:
1 - для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;
2 - для осуществления страхования, связанного с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан;
3 - для осуществления страхования всех перечисленных объектов страхования одновременно;
4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Страховщики обязаны соблюдать установленные требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Приказом Минфина России от 16 декабря 2005 г. N 149н "Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика" утверждены Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков. Указанные Требования предъявляются к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика для покрытия собственных средств страховщика в размере наибольшего из двух показателей:
минимального размера уставного капитала, установленного Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
нормативного размера маржи платежеспособности, рассчитанного в соответствии с п. 6-8 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утв. приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н, принимаются следующие виды активов:
1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) муниципальные ценные бумаги;
4) акции;
5) иные облигации;
6) векселя организаций, включая векселя банков;
7) инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, а для страховщиков, занимающихся страхованием жизни, - также инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов;
8) вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;
9) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;
10) недвижимое имущество;
11) денежная наличность;
12) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках;
13) денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;
14) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;
15) ипотечные ценные бумаги;
16) активы, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, за исключением недвижимого имущества: компьютерное оборудование, оргтехника, транспортные средства, мебель, офисное и другое оборудование, а также непросроченная дебиторская задолженность организаций и граждан;
17) дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Соблюдение указанных требований должно обеспечивать финансовую состоятельность страховых организаций. Кроме того, законодатель полагая, что осуществление страховых выплат по обязательному государственному страхованию должно производиться за счет средств федерального бюджета, обращает внимание на то обстоятельство, что государство не будет нести на себе обязательств по погашению долгов страховой организации, не связанных с выплатой страхового возмещения, если таковые появятся.
3. По смыслу комментируемого Закона страховщик, оказывающий услуги на рынке обязательного государственного страхования, наряду с лицензией, выданной ему в порядке, установленном ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", должен также обладать разрешением (лицензией) на осуществление обязательного государственного страхования, процедура оформления которых определена рассматриваемым нормативным правовым актом (см. ст. 3 настоящего Закона и комментарий к ней).
Наличие у страховой организации лицензии на осуществление обязательного государственного страхования по смыслу комментируемой статьи выступает в качестве юридического условия признания ее в качестве страховщика по смыслу комментируемого Закона. Приобретение данного статуса будет иметь место после заключения со страхователем договора обязательного государственного страхования. Принимая во внимание, что в роли страхователя от имени федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба выступает государство, то заключение соответствующего договора должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(7). Нормы последнего устанавливают единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, что позволяет расширить возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировать такое участие, развивать добросовестную конкуренцию, совершенствовать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечивать гласность и прозрачность размещения заказов.
Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (см. п. 3 ст. 29 Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). При этом по предложению заказчика или уполномоченного органа в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 5% такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. По согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 5% такой цены.
4. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области страховой деятельности, дает весьма пространное толкование понятие "страхователя", фактически объединив под этим термином всех без исключения физических и юридических лиц, заключивших договор со страховщиком либо выступающих в данном качестве в силу закона (см. ст. 5 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). В рассматриваемом случае мы имеем дело со страховщиком, выступающим в данном качестве в силу прямого законодательного указания, что является одной из характерных черт отношений по обязательному государственному страхованию. Исходя из содержания последних можно сделать вывод, что страховщиком в таком случае будет выступать государство, интересы которого представляют отдельные его органы и организации, формирующие в своей совокупности государственный механизм.
Несмотря на бланкетный характер нормы п. 2 комментируемой статьи, законодатель предельно четко сформировал перечень государственных органов, выступающих от имени государства в роли страхователей по обязательному государственному страхованию. Ими являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Их перечень можно вывести посредством совокупного анализа отдельных положений настоящего Закона, Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", принятых на его основе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, утверждающих положение о каждом отдельном федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, к страхователям по обязательному государственному страхованию можно отнести:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральное агентство специального строительства;
Служба внешней разведки РФ;
Федеральная служба безопасности РФ;
Федеральная служба исполнения наказаний РФ;
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
Федеральная служба охраны РФ;
Главное управление специальных программ Президента РФ;
Государственная фельдъегерская служба РФ;
Государственная противопожарная служба.
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе прикомандированных к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контрактов, граждан, призванных на военные сборы в органах военного управления, воинских частях, на кораблях, в организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования, а также проходящих военную службу в иных войсках, воинских формированиях и организациях, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется на основании ведомственных нормативных актов, принимаемых во исполнение положений комментируемого Закона.
В этих целях постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" предписано федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации настоящего Федерального закона *(8).
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему министерству или ведомству, выступающему в соответствии с требованиями комментируемого Закона в роли страхователя, на весь период прохождения ими военной службы, службы (военных сборов), а также в течение одного года после окончания военной службы, службы (военных сборов) в случае их смерти либо установления им инвалидности, наступивших в результате увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, имевших место в период прохождения военной службы, службы (военных сборов).
5. В отечественном законодательстве, правоприменительной практике, юридической литературе сформировался общий подход к пониманию застрахованного лица. Им признается любое физическое лицо, жизнь, здоровье, достижение определенного возраста или гражданская ответственность которого застрахованы по договору личного страхования или страхования ответственности. Применительно к положениям настоящего Закона застрахованными лицами законодатель предлагает считать военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Выделяя, таким образом, указанную категорию граждан из общей массы лиц, которые в силу различных обстоятельств потенциально могут выступать в роли застрахованного лица согласно тому или иному нормативному акту, образующему содержание страхового законодательства, законодатель, во-первых, определяет место и роль настоящего Закона в общей их массе и, во-вторых, формирует особый гражданско-правовой статус военнослужащих и приравненных к ним лиц, проходящих службу в указанных министерствах и ведомствах, во многом обусловленной особенностями характера и условиями службы.
Следует оговориться, что в силу прямого законодательного указания под действие норм комментируемого Закона подпадают далеко не все военнослужащие. Законодатель исключает из числа застрахованных лиц военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военная служба которых в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена. Приостановление военной службы, хотя и не является основанием прекращения военно-служебных отношений, вместе с тем временное освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы связано с рядом ограничений его правового статуса.
Перечень оснований, по которым военная служба может быть приостановлена, представлен в ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 19 сентября 1999 г. N 1237, и ряде ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. Правовым основанием приостановления военной службы является:
избрание военнослужащего депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе;
наделение полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначение временно исполняющими обязанности высших должностных лиц этих субъектов (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
направление военнослужащих не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
По истечении срока действия обстоятельств, послуживших основанием приостановления военной службы, военнослужащие вправе продолжить исполнение обязанностей военной службы.
Подобного рода ограничения в обязательном государственном страховании распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не затрагивают военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Вместе с тем последние не лишены возможности быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и как следствие - права на приостановление военной службы. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, при прекращении оснований для приостановления военной службы увольняются с военной службы, если срок их военной службы по призыву истек, либо продолжают прохождение военной службы по призыву в течение оставшейся части срока, если срок их военной службы по призыву не истек.
Таким образом, допускается нарушение конституционного равенства прав граждан, в том числе и на социальное обеспечение, и тем самым создается дисбаланс в единых условиях и порядке осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
6. Выгодоприобретатель - это физическое лицо, назначенное для получения страховой суммы, если произойдет страховой случай. При определении выгодоприобретателя законодатель приводит исчерпывающий перечень лиц, которые при определенных условиях могут рассчитывать на получение страховых выплат по обязательному государственному страхованию. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи к их числу относятся:
застрахованные лица (военнослужащие и приравненные к ним в обязательном страховании лица);
супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;
отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;
дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности - до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;
подопечные застрахованного лица.
Как видно из представленного перечня, каждая категория граждан, за исключением первой, может выступить в роли выгодоприобретателя только при обязательном соблюдении установленных для них условий.
Под супругом (супругой) в отечественном законодательстве понимается лицо, состоящее в браке с лицом противоположным по отношению к нему полом. Признание супруги (супруга) застрахованного лица выгодоприобретателем в соответствии с требованиями комментируемого Закона будет возможным только при условии, если она (он) состояла с умершим (умершей) на момент его (ее) смерти в законном браке. В Российской Федерации легитимным признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ - СК РФ). Заключение брака в каком-либо ином органе (учреждении), заключение брака по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не порождают прав и обязанностей супругов, в том числе и наследственных, за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве, когда такой брак приравнивается к зарегистрированному в общем порядке. Супругу (супруге) для подтверждения своего статуса выгодоприобретателя достаточно представить страховщику копию документа, подтверждающего регистрацию брака с застрахованным лицом. В качестве таких документов могут быть приняты к рассмотрению свидетельство о регистрации брака, выданное и оформленное в порядке, установленном ст. 29, 30 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Родители - кровные родственники умершего по прямой восходящей линии (мать и отец) также могут являться равноправными выгодоприобретателями застрахованного лица. Родительские права основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном порядке. Мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, даже если их брак расторгнут. Усыновители приравниваются в правах к кровным родителям.
Родители (мать и отец) застрахованного лица для подтверждения своих родственных связей представляют документ, на основании которого в соответствии с действующим законодательством устанавливается происхождение ребенка (свидетельство о рождении).
В соответствии с п. 1 ст. 48 СК РФ происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. На основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка, которое является доказательством происхождения ребенка от указанных родителей.
Несколько сложней дело обстоит с отцом застрахованного лица. Иногда в подобных ситуациях устанавливается факт, что отца у застрахованного фактически нет и данные об отце в свидетельстве о рождении застрахованного записаны по указанию матери (см. п. 3 ст. 51 СК РФ). Такая запись не влечет никаких правовых последствий, даже если по случайности сведения об отце совпадут с действительным именем какого-либо лица. В этой связи могут быть все основания полагать, что лицо, обратившееся за получением страховой выплаты, фактически ранее не состояло в родственных отношениях с умершим. Однако для подобных выводов должны быть достаточные основания, явно свидетельствующие об отсутствии родственных связей между лицом, обратившимся в роли "отца" за получением страховой выплаты, и умершим.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (с правовой точки зрения) - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.
Усыновление подлежит государственной регистрации в органах ЗАГСа (ст. 47 ГК РФ) по месту вынесения решения об усыновлении. Хотя права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают с момента вынесения решения об усыновлении (п. 2 ст. 125 СК РФ), регистрация имеет важное значение для охраны прав и интересов ребенка. Регистрация подтверждает сам факт усыновления, она также способствует сохранению тайны усыновления, поскольку выдается новое свидетельство о рождении ребенка, где все необходимые сведения (имя, отчество, фамилия ребенка, сведения о его родителях и т.п.) будут записаны в соответствии с решением об усыновлении. Для обеспечения своевременной регистрации усыновления закон устанавливает обязанность суда, установившего усыновление, не позднее 3 дней после вынесения решения направить в соответствующий орган ЗАГСа выписку (копию) из этого решения (п. 2 ст. 125 СК РФ).
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
Упоминая в качестве выгодоприобретателей дедушку и бабушку застрахованного лица, законодатель, кроме как осуществление ими в отсутствие родителей умершего его воспитания и содержание не менее трех лет, в то же время не называет, каким образом и в какой форме они должны осуществляться. Несмотря на то обстоятельство, что сказанное не имеет существенного значения для целей применения настоящего Закона, в то же время ответ на эти вопросы позволит определить, какие именно документы необходимо представить для решения вопроса о признании за рассматриваемой категорией граждан статуса выгодоприобретатетелей.
Предположительно, что в случае смерти обоих родителей, оставшиеся дедушка или бабушка могут оформить опеку (попечительство) над ребенком в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.
Альтернативой опеки или попечительству может быть прием ребенка на воспитание в семью. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.
Документами, подтверждающими отсутствие родителей, могут быть свидетельства о смерти. Подтвердить факт отсутствия родителей могут и решения судов, лишивших граждан родительских прав.
Практически аналогичная по своему характеру ситуация возникает и с признанием статуса выгодоприобретателя за отчимом и (или) мачехой умершего. Однако применительно к ним законодатель увеличивает срок, в течение которого умерший находился у них на воспитании и содержании, до пяти лет. Подобный срок законодателем определен, видимо, по аналогии с нормами, регулирующими обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.
Ранее действующее семейное законодательство возлагало на отчимов и мачех обязанность выплачивать алименты пасынкам или падчерицам, находившимся на их воспитании и содержании и не имеющим возможности получить содержание от своих родителей. Семейный кодекс РФ такую обязанность не предусматривает. В настоящее время воспитание и пасынков и падчериц может осуществляться только в добровольном порядке. Однако само по себе проживание отчима или мачехи одной семьей с несовершеннолетним и его родителем не дает основания для получения страхового возмещения в случае смерти (гибели) застрахованного лица. Необходимо представить доказательства их личного и непосредственного участия в воспитании и предоставления детям содержания за счет собственных средств отчима или мачехи.
Однако процесс доказывания в таких случаях, как и в предшествующем, существенно затруднен. Налицо осуществление фактического воспитания лица, оставшегося без попечения родителей. Фактические воспитатели - это лица, которые осуществляли воспитание и содержание чужих несовершеннолетних детей без назначения их опекунами (попечителями) или не в связи с принятием на основании договора детей на воспитание в приемную семью. В таких ситуациях приоритетное значение могут иметь так называемые косвенные доказательства: показания свидетелей, денежные переводы, оплата счетов за проживание, обучение и т.п.
В случае если на момент наступления страхового случая детям застрахованного лица не исполнилось 18 лет, а также если они стали инвалидами до достижения 18 лет или обучаются в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, они могут претендовать на получение статуса выгодоприобретателя по смыслу комментируемого Закона.
При определении возраста ребенка нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста 18 лет не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом определены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
К указанной категории лиц законодатель также относит детей застрахованного лица, которые хотя и достигли совершеннолетия, но на момент его смерти обучались в образовательных учреждениях и им не исполнилось 23 года. Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утв. приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами.
В силу прямой законодательной оговорки средства страхового возмещения могут быть переданы ребенку, обучающемуся в образовательном учреждении независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным признается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(9). Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). Деятельность общеобразовательных учреждений в настоящее время регламентируется целым набором Типовых положений принятых с учетом особенностей реализуемой ими образовательной программы и формы обучения. В данном аспекте постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"*(10) представлены следующие виды общеобразовательных учреждений:
а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"*(11) представленный перечень дополнен школами-интернатами с первоначальной летной подготовкой, создаваемыми в целях обеспечения возможности получения воспитанниками среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов, интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития, адаптации к жизни, служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Школа-интернат реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, получение ими знаний и навыков первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки. К числу общеобразовательных учреждений согласно постановлению Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе - интернате)"*(12) относятся кадетская школа (кадетская школа - интерната) - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетская школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Кадетская школа - интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Предоставление общеобразовательных услуг в силу прямого Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204, могут осуществлять соответствующие образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, к числу которых согласно положению, относятся:
начальная школа - детский сад;
начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3 до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста.
Целям получения общего и среднего (полного) общего образования гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) отвечают вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения, которые создают основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося (см. постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237 "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении"). Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения создаются в виде вечерних (сменных) общеобразовательных школ, открытых (сменных) общеобразовательных школ, центров образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях. Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с учетом его особенностей и возможностей - профессиональные программы начального и дополнительного образования.
Представленные виды общеобразовательных учреждений могут реализовывать дополнительные образовательные программы, а так же общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий;
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Образовательные учреждения начального профессионального образования создаются в целях:
а) удовлетворения потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством по лучения начального профессионального образования;
б) удовлетворения потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;
в) формирования у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности*(13).
Образовательные учреждения начального профессионального образования подразделяются на следующие виды:
а) профессиональное училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования;
б) профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"*(14) основными задачами образовательного учреждения среднего профессионального образования являются:
а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Деятельность высших учебных заведений профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" и принятыми на их основе нормативными актами Министерства образования РФ. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:
федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;
научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;
общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование;
4) учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, создаваемое в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций*(15). Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья*(16), которые реализуют в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)*(17), учреждаемые в целях решения следующих задач:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников.
На территории Российской Федерации допускается создание следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Наряду с этим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа"*(18) допускается организация детских домов семейного типа в целях создания благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) учреждения дополнительного образования детей - создаются в целях мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" среди них принято различать:
центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Таким образом, предусматривается открытый перечень образовательных учреждений, что создает возможность их создания в любых формах, не противоречащих действующему законодательству. В этой связи, принимая за основу, предложенную в ст. 12 Закона РФ "Об образовании", законодательную конструкцию, Правительством РФ был принят ряд постановлений, утвердивших типовые положения:
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением*(19);
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*(20);
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи*(21).
В любом из представленных случаев государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
В рассматриваемом случае распоряжение средствами страхового возмещения от имени выгодоприобретателя, если оно возникло у ребенка до исполнения ему 18 лет, осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Подопечными застрахованного лица могут быть признаны граждане, находящиеся под его опекой, попечительством, переданные на воспитание в семью. В соответствии со ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются ГК РФ, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.