Рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом)

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи жалоба рассматривается вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом). Точно такое же правило содержится в п. 1 ст. 140 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).
Как говорилось в комментарии к ст. 55 Закона, согласно п. 5.1 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утв. приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290, жалобы налогоплательщиков рассматриваются: на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов - вышестоящим налоговым органом; на действия или бездействие должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа; на действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера - вышестоящим налоговым органом. Названный документ устарел и не учитывает ряд нововведений федерального законодателя, но указанные положения могут быть полезны в качестве некоторых ориентиров при определении органа контроля за уплатой страховых взносов или должностного лица этого органа, рассматривающих соответствующую жалобу.
2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены виды решений, которые могут приниматься вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом) по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов. Так, вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе (на право вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству РФ о страховых взносах указано в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона):
1) оставить жалобу без удовлетворения (соответственно - решение или акт без изменения);
2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;
3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.
Точно такие же виды решений, принимаемых по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) перечислены в п. 2 ст. 140 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).
В указанной норме также предусмотрено, что по итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Представляется очевидным, что данное положение может быть применено по аналогии и по итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) признать обжалуемые действия (бездействие) незаконными и обязать соответствующих должностных лиц совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения.
Пункт 2 ст. 140 НК РФ также отдельно предусматривает виды решений, которые вышестоящий налоговый орган выносит по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки. Так, согласно указанной норме по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Однако, комментируемый Закон не устанавливает апелляционный порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. Кроме того, данные положения п. 2 ст. 140 НК РФ охватываются более общими положениями данной нормы о видах решений, принимаемых по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
Следует также упомянуть о положениях п. 14 ст. 101 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), которые представляются подлежащими применению по аналогии при рассмотрении жалоб на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (аналогичные положения содержатся в п. 12 ст. 101.4 НК РФ):
несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом;
нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения;
основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В п. 6 ст. 101 НК РФ в прежней редакции предусматривалось лишь то, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. В условиях действия указанной редакции в п. 30 постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" давались следующие разъяснения:
по смыслу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным;
в данном случае арбитражный суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в п. 3 ст. 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью гл. 16 НК РФ.
3-4. В ч. 3 и 4 комментируемой статьи применительно к порядку рассмотрения жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом) закреплены положения, в точности аналогичные положениям п. 3 ст. 140 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Аналогичный срок установлен и в ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для рассмотрения жалоб граждан на неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающие их права и свободы: вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.
Как предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, срок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней. При этом согласно указанной норме продление срока производится с единственной целью - для получения у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы.
Часть 4 комментируемой статьи предписывает о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Очевидно, о принятом решении обязан сообщить орган контроля за уплатой страховых взносов (должностное лицо), рассмотревший жалобу, а не орган контроля за уплатой страховых взносов (должностное лицо), чьи акт или действие (бездействие) обжаловались. Как представляется, данная норма касается и случаев принятия решения о продлении срока рассмотрения жалобы и принятия решения по ней.
С учетом ч. 6 ст. 4 комментируемого Закона в ч. 3 и 4 комментируемой статьи речь идет о рабочих днях (см. указанную статью и комментарий к ней)