Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
1. При формировании социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка. Например, право ребенка на получение основного общего образования должно быть обеспечено путем создания по месту жительства ребенка (т.е. в населенном пункте, где проживает ребенок, или недалеко от него) образовательного учреждения. Ребенок должен иметь возможность посещать школу, находящуюся рядом с домом или в транспортной доступности от его места жительства.
Для того чтобы обеспечить права детей, должна быть создана надлежащая материальная база. Строительство новых и реконструкция уже существующих объектов социальной инфраструктуры для детей регламентируется нормативами строительства.
По общему правилу нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий, традиций народов РФ, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. N 1683-р одобрена Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, которая предназначена для расчета нормативной потребности субъектов РФ в объектах образования на основе нормативов обеспеченности населения объектами образования, одобренных распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р. Например, согласно данной Методике населенные пункты с числом жителей от 500 до 3 тыс. человек должны иметь не менее одной библиотеки на населенный пункт. Для населенных пунктов с числом жителей свыше 3 тыс. человек потребность в библиотеках при укрупненных расчетах определяется в зависимости от категории населенного пункта, например, в населенных пунктах с числом жителей от 3 тыс. до 10 тыс. человек должна быть 1 библиотека на 3-5 тыс. человек, а в населенных пунктах с числом жителей свыше 250 тыс. человек (с учетом этажности застройки) - 1 библиотека на 20 тыс. человек и более тыс. человек и 1 библиотека на 5,5 тыс. учащихся и дошкольников. Детские школы искусств, школы эстетического образования размещаются в населенных пунктах с числом жителей от 3 тыс. до 10 тыс. человек в расчете одной школы на населенный пункт. В населенных пунктах с числом жителей свыше 10 тыс. человек при расчете количества школ используется численность учащихся на расчетный период 1-8 классов общеобразовательных школ.
Проектирование детских дошкольных учреждений производится с учетом СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, где изложены основные планировочные и объемно-планировочные требования и положения к проектированию детских яслей-садов, комплексов дошкольных учреждений, помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах. В дошкольных учреждениях дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также необходимые для их возраста знания и умения. Количество и соотношение разных возрастных групп в здании следует определять по демографическим данным региона строительства.
Особое внимание рекомендовано обращать на то, что архитектурная среда влияет на формирование личности ребенка, "исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. На современном этапе при сокращении "безадресного" проектирования типовых зданий необходим более тщательный учет региональных природно-климатических и национальных особенностей, специфики социальных потребностей населения, особенностей демографии". Проекты зданий должны отвечать задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям.*(19)
На уровне субъектов РФ разрабатываются и применяются региональные строительные нормы и технико-санитарные нормы. Например, в городе Москве действуют: ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96) "Дошкольные учреждения"; ТСН 31-314-98 (МГСН 4.15-97) "Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и др.
Застройка территорий населенных пунктов, как правило, осуществляется на основе генерального плана. Генеральный план предлагает основные принципы развития отдельных видов обслуживания. Например, в сфере физкультуры и спорта может предлагаться реконструкция существующих объектов и широкий диапазон новых видов спортивных устройств. В сфере социального обеспечения может предлагаться создание специальной сети учреждений социального назначения, включающей в себя дома-интернаты и платные пансионаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, приюты для бездомных детей, беременных женщин и матерей с детьми, центры реабилитации для лиц, вышедших из мест лишения свободы и др.*(20)
Так, Генеральный план Москвы в сфере здравоохранения предполагает достижение стопроцентной обеспеченности населения минимально гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, а также поэтапное проведение преобразований в сфере первичной медико-социальной помощи, оказываемой врачами общей практики или семейными врачами.
К 2020 г. рекомендуется увеличить объем фонда учреждений здравоохранения на 1,9 млн. кв.м. общей площади. В жилых кварталах в радиусе 400 м намечено разместить аптеки, раздаточные пункты молочной кухни, амбулатории врачей семейной практики, в жилых районах - территориальные поликлиники для детей, отделения (кабинеты) узких специалистов.
Приоритетным на первую очередь является строительство массовых объектов физкультуры и спорта, приближенных к жилью (плавательных бассейнов, катков, физкультурно-оздоровительных комплексов. В сфере образования планируется модернизация учреждений образования, достижение нормативных показателей наполняемости классов и групп, односменности занятий, обеспеченности общей площадью на одно место 10-16 кв.м., замена школ с высокой степенью физического износа в центральных районах города на школы по новым индивидуальным проектам, ликвидация перегруженности очередей в детские учреждения (при сохранении масштабной системы образования); расширение платных услуг в образовании (гимназий, лицеев, негосударственных школ).*(21)
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Ярославской области от 5 мая 1999 г. N 6-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области" органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р. В случае если законом Ярославской области установлены иные нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, то органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области применяются нормативы, установленные законом Ярославской области, которые не могут быть ниже соответствующих нормативов, установленных Правительством РФ, и должны быть дифференцированы в зависимости от социально-экономических, природно-климатических и иных факторов.
Распоряжением Губернатора Томской области от 21 июля 2008 г. N 250-р "О порядке определения обеспеченности муниципальных образований Томской области объектами социальной инфраструктуры" в целях обеспечения отбора инвестиционных проектов на объекты капитального строительства муниципальной собственности утверждены Методические рекомендации по определению обеспеченности муниципальных образований Томской области объектами социальной инфраструктуры. В соответствии с Распоряжением органы местного самоуправления ежегодно готовят и подают в органы власти РФ сведения об имеющихся объектах социальной инфраструктуры, в т.ч. о соответствии количества действующих "детских" объектах инфраструктуры на территории того или иного муниципального образования установленным социальным нормативам. Компетентными органами оценивается ветхость и аварийность объектов, несоответствие санитарно-эксплуатационным нормам, при необходимости принимается решение об осуществлении капитального ремонта либо признается необходимость ликвидации. Также вносятся предложения по модернизации, реконструкции действующих учреждений, строительству новых объектов социальной инфраструктуры.
Зачастую вопрос обустройства объектов социальной инфраструктуры в местах новой застройки территории является "головной болью" организаций-застройщиков, которые обустраивают определенный район города или занимаются строительством коттеджного поселка. Расчет потребности в местах в детских садах и школах ведется, исходя из демографии населения территории жилой застройки.*(22)
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей может быть принято только после предварительной экспертной оценки последствий принятого решения.
Указанная норма предполагает, что реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации должна предшествовать процедура, состоящая из следующих этапов:
выявление объекта социальной инфраструктуры для детей, который фактически требует реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации;
проведение осмотра, экспертного анализа данных об объекте и оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания;
в случае положительного экспертного заключения об отсутствии негативного влияния на состояние социальной инфраструктуры - осуществление реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта.
В Санкт-Петербурге действует распоряжение Комитета по образованию от 29 августа 2008 г. N 1330-р "О создании рабочей группы по разработке Программы размещения объектов по отрасли "Образование" на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 с учетом перспективы до 2025 года". На основании данного Распоряжения Комитет по образованию уполномочен создавать комиссию по формированию сети государственных образовательных учреждений в целях соблюдения комментируемой статьи. Комиссия рассматривает акты экспертной оценки возможных последствий данных реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов, поступающие от администраций районов Санкт-Петербурга. Прогнозные данные о населении Санкт-Петербурга представляются ГУП "Информационно-аналитический центр". В свою очередь, от Комитета по образованию районные органы образования получают аналитические материалы для расчета и планирования мест в образовательных учреждениях с учетом демографического прогноза населения Санкт-Петербурга на ближайший период.
Зачастую на время капитального ремонта учащиеся школы размещаются в других образовательных учреждениях с низкой наполняемостью.
Например, в Самарской области было решено разместить в МОУ СОШ N 49 г. Самара Самарского муниципального института управления. В соответствии с приказом руководителя Департамента управления имуществом города Самара из оперативного управления МОУ СОШ N 49 изъяты и переданы в оперативное управление МОУ ВПО "Самарский муниципальный институт управления" часть нежилых помещений в здании школы. В данном случае решение о размещении в одном школьном здании учреждений различных типов является решением об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры для детей, и требует экспертной оценки последствий такого решения.*(23)
При оценке последствий может быть принято во внимание нахождение в здании учреждения или на прилегающей территории посторонних, влияние перемещения и совмещения кабинетов, произведенное в результате уменьшения занимаемой площади, периодическое движение личного автотранспорта на территории, отсутствие свободных помещений для гардеробов, для детской столовой.
Иногда реорганизация образовательных учреждений направлена на сокращение штатной численности работников и расходов бюджета. Так, реорганизация детского дома в общеобразовательную школу со структурным подразделением "детский дом" позволяет увеличить контингент обучающихся в образовательном учреждении за счет детей из семей, проживающих в микрорайоне образовательного учреждения, уменьшить расходы на содержание одного ребенка-сироты, даст возможность интеграции детей-сирот в общество.*(24)
В случае отсутствия экспертной оценки решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта признается недействительным с момента его вынесения.
Отменить решение, вынесенное с нарушением закона, вправе орган, принявший такое решение. Кроме того решение может быть признано незаконным в судебном порядке органами прокуратуры или иными заинтересованными лицами, чьи права или законные интересы нарушены принятием такого решения. В случае принятия судом решения о признании недействительным (незаконным) решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, все действия, произведенные в целях выполнения такого незаконного решения должны быть немедленно прекращены и приняты усилия для возвращения реконструированного, модернизированного, измененного или ликвидированного объекта в первоначальное положение.
3. Законом установлено строго целевое назначение имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей. Имущество, предназначенное для использования в целях обеспечения гарантий детям, не может быть использовано для других нужд, даже для общественно полезных. Речь в ч. 3 комментируемой статьи идет об имуществе, которое находится в федеральной собственности или собственности субъектов РФ.
Для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей используются в качестве основной материальной базы земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество.
Государственное имущество может передаваться предприятию на праве хозяйственного ведения или учреждению на праве оперативного управления. Основные положения о праве собственности, праве оперативного управления и хозяйственного ведения имуществом определяются ГК РФ.
В отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, государство может решать вопросы определения предмета и целей деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ).
За учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Большинство медицинских, образовательных, спортивных учреждений и иных объектов социальной инфраструктуры для детей созданы как государственные и муниципальные учреждения.
На уровне субъектов РФ могут приниматься нормативно-правовые акты, которые наряду с федеральными нормами регулируют порядок использования имущества субъекта РФ, предназначенного для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Как правило, субъектами РФ принимаются законы, которые регулируют порядок распоряжения имуществом различного целевого назначения, в том числе и объектами социальной инфраструктуры для детей. Например, в Самарской области действуют Законы:
от 3 апреля 2002 г. N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области";
от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле";
от 6 марта 2003 г. N 11-ГД "О приватизации имущества Самарской области";
от 7 июля 2000 г. N 29-ГД "О передаче объектов государственной собственности области в муниципальную собственность и приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность области".
4. Часть 4 комментируемой статьи ограничивает возможности использования имущества государственным или муниципальным учреждением, которые является объектом социальной инфраструктуры для детей. Такое учреждение может передавать имущество на условиях временного возмездного пользования (т.е. аренды) другому юридическому лицу или предпринимателю только после экспертной оценки. Экспертную оценку проводит орган, уполномоченный собственником имущества (соответственно государством или муниципальным образованием). Предметом оценки является степень негативного влияния передачи в аренду имущества на обеспечение образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты или социального обслуживания детей. Например, если на первом этаже детской поликлиники планируется обустроить аптечный пункт, то до заключения договора аренды на передачу части помещений поликлиники другому юридическому лицу необходимо получить экспертную оценку последствий передачи помещений. Если площадь первого этажа небольшая и обустройство аптечного пункта будет создавать "давку" и постоянные очереди у входа в поликлинику, то передачу части площади эксперты признают нецелесообразной.
Договор, заключенный в нарушение положений комментируемой статьи, может быть в судебном порядке признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ как противоречащий закону. По общему правилу, признание договора недействительным влечет применение реституции, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение.
5. Прежде чем принять решение об изменении назначения муниципального имущества, относящегося к объектам социальной инфраструктуры для детей, органы местного самоуправления должны создать имущество, достаточное для обеспечения потребностей детей. Это значит, что органы местного самоуправления должны правильно оценить потребности детей муниципального образования, в т.ч. в ближайшем будущем. В распоряжении органов должна иметься оперативная информация об общем количестве детей, проживающих на территории муниципального образования, о нормативах обеспечения детей, а также об общем количестве учреждений того или иного назначения на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 16 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "Об основных гарантиях прав ребенка" принятие решений об изменении формы собственности, служебного назначения имущества государственного или муниципального имущества не допускается без предварительного экспертного заключения государственно-общественной комиссии, создаваемой администрацией края, представительным органом местного самоуправления. Порядок принятия решения об изменении назначения имущества принимается на местном уровне.
Об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры родители детей должны быть заблаговременно предупреждены, чтобы иметь возможность реализовать возможность выбора школы, детского сада, поликлиники или иного объекта социальной инфраструктуры для своего ребенка, то есть принять решение, оставить ребенка в этом же учреждении или перевести в другое. Так, заключением Экспертного совета по образованию при Уполномоченном по правам человека в Самарской области, согласованным с представителями администрации Самары и направленным в Департамент образования Самары, в ноябре 2008 г. было рекомендовано обратить внимание на практику информирования родителей, учеников и педагогических коллективов по вопросам реорганизации образовательных учреждений в городском округе Самара.*(25)
6. Часть 7 комментируемой статьи имеет отсылочный характер и определяет, что изменение формы собственности объектов социальной инфраструктуры для детей производится в общем порядке, который установлен законом.
Всего выделяют три формы собственности:
государственную;
муниципальную;
частную.
Передача имущества из государственной и муниципальной собственности в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц, называется приватизацией, передача из частной в государственную собственность - деприватизацией.
Порядок приватизации определен Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно ст. 13 указанного Федерального закона к способам приватизации относятся:
преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ и некоторые другие.
На уровне субъектов действуют нормативно-правовые акты, более детально регулирующие порядок приватизации и не противоречащие федеральному законодательству о приватизации. Например, Закон города Москвы от 11 апреля 2001 г. N 12-ЗК "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы", в котором приватизация определяется как "структурный элемент государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы".