Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16 - 22)

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации
1. Комментируемая статья содержит отсылочную норму, которая устанавливает основы определения компетенции федеральных органов исполнительной власти, занятых в сфере обеспечения гарантий прав детей в различных сферах общественной жизни.
Распределение полномочий между органами исполнительной власти, входящими в состав Правительства РФ, основано на ст. 112 Конституции РФ о том, что председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
К федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, относятся:
1) Министерство образования и науки РФ (действует на основании Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280);
2) Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (действует действует на основании Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408);
3) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (действует на основании Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321);
4) Министерство юстиции РФ (действует на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).
Все перечисленные государственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Однако все они занимаются проблемами детей разобщено, ведь деятельность каждого из федеральных органов власти строится по отраслевому принципу.
Многие ученые и государственные деятели все чаще рассматривают отсутствие системного подхода к проблемам детей как недостаток российской структуры органов власти. Так, в ходе состоявшегося российско-французского круглого стола "Ребенок и правосудие", посвященного 20-й годовщине принятия Конвенции ООН о правах ребенка было заявлено о необходимости внесения поправок в комментируемый Закон. Отмечено, что "для надлежащей реализации закона в России необходимо создать единый государственный орган, который занимался бы исключительно проблемами детства и семей с детьми. В его задачи должны войти координация, мониторинг, сбор информации, профилактика нарушений прав детей".*(48)
Для того чтобы координировать работу по решению проблем детей на федеральном уровне, Президентом РФ был издан Указ "Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка", учреждающий должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Подробнее о задачах и функциях Уполномоченного см. комментарий к ст. 7.
2. На региональном уровне структура и полномочия органов власти, реализующих государственную политику в интересах детей, регулируются законодательством субъектов РФ.
Например, в Москве создан Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Указанный Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию семейной и молодежной политики Правительства Москвы, создание единой системы преодоления социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите и действует на основании Положения о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 5 декабря 2006 г. N 929-ПП.
Основными задачами Департамента являются:
реализация политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание организационно-управленческой модели единой системы профилактики социального сиротства;
осуществление межотраслевой координации в области семейной и молодежной политики.
В частности, указанный департамент выступает в качестве государственного заказчика - координатора городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) и иных городских целевых программ с участием молодежи.