Глава IV. Гарантии исполнения настоящего федерального закона (ст. 23)

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона
1. Вред, причиненный ребенку, должен возмещаться по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный взрослому человеку. В результате причинения вреда может пострадать здоровье или имущество ребенка, а также может быть причинен моральный вред. Под моральным вредом понимаются нравственные и психические страдания ребенка, которому причинен вред.
Право на возмещение вреда означает возможность ребенка требовать от обязанного лица полного восстановления нарушенного имущественного или личного неимущественного права, компенсации понесенных либо предстоящих потерь и возможность удовлетворения этого требования.*(50)
Пожалуй, наиболее распространенными видами исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного ребенку, являются:
иски о возмещении ущерба, причиненного некачественным товаром, работой или услугой в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
иски о расторжении договоров купли-продажи вследствие нарушения договорных обязательств;
иски о взыскании морального вреда;
иски о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
иски о возмещении ущерба, нанесенного затоплением квартиры;
иски о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.*(51)
В одном исковом заявлении о возмещении ущерба могут содержаться требования исключительно имущественного характера, или требования возместить моральный ущерб, или требования возместить нанесенный и материальный, и моральный ущерб одновременно.
Самостоятельно реализовать свое право обратиться за возмещением вреда ребенок может лишь по достижении возраста 14 лет (ст. 56 СК РФ). Обращаться за возмещением вреда ребенок может, в первую очередь, к причинителю вреда или в суд.
Обычно права ребенка защищает один из его родителей, а при отсутствии родителей - иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, попечитель ребенка). В соответствии с п. 3 ст. 36 ГК РФ родители, опекуны и попечители ребенка обязаны заботиться о содержании, об обеспечении его уходом и лечением, защищать его права и интересы.
Так, например, мать 13-летнего Ильи Юринова обратилась с иском в Калининский райсуд Чебоксар на директора и учителя школы, которые насильно отстригли волосы с затылка мальчика, потребовав с ответчиков компенсации причиненного морального вреда. Ранее Прокуратура Калининского района Чебоксар, и Минобразования республики признали факт нарушения прав ребенка и неправомерность действий педагогов. Впоследствии Управление образования согласилось с оценкой прокуратуры и наказало виновных: оба учителя получили выговоры, математик был уволен. Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашии оставила в силе решение Калининского райсуда Чебоксар, присудившего компенсацию морального вреда, причиненного ребенку незаконными действиями педагогов, в размере 2 000 рублей.*(52)
Если вред причинен одним ребенком другому во время школьных занятий, т.е. в то время, когда он находился под надзором школы, которая должна была осуществлять этот надзор надлежащим образом, то ответственность за вред, должна нести школа, а не родители малолетнего причинителя вреда. Например, если во время школьной перемены несовершеннолетний получил перелом руки по вине другого подростка, то родители пострадавшего ребенка праве обратиться в суд с иском о возмещении вреда здоровью и о компенсации морального вреда.
Школа может быть освобождена от ответственности только в том случае, если бы в суде она доказала, что вред возник не по ее вине в осуществлении надзора. При этом ответственность за причинение морального вреда несовершеннолетними может быть возложена на родителей.
В том случае, когда родители не исполняют свою обязанность отстаивать права ребенка, с требованиями в суд может обратиться представитель ребенка, назначенный ему органом опеки и попечительства, либо орган (организация), на который возложена обязанность по охране прав детей. Например, если в период пребывания ребенка в доме ребенка ему во время драки с посторонним лицом причинен вред здоровью, то администрация учреждения, в котором этот ребенок находится под опекой, вправе подать иск к причинителю вреда.
Основанием возникновения права на возмещение вреда является совершение правонарушения, повлекшего неблагоприятные последствия имущественного или неимущественного характера ребенку или угрозу причинения таких последствий.
Потерпевший ребенок или лица, защищающие его интересы, могут требовать полного возмещения вреда, обратившись к компетентным органам государства.
Органами, участвующими в реализации прав ребенка, являются:
органы опеки и попечительства;
прокурор;
комиссии по делам несовершеннолетних;
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ;
уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;
другие органы и учреждения, на которые возложена такая обязанность государством.
Например, Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин после того, как представитель несовершеннолетнего А. Фоменкова, чемпиона Паралимпийский Игр в Пекине, обратилась к нему с жалобой на отказ в выплате денежных средств за причиненный вред здоровью несовершеннолетнего, выступил в защиту законных прав А. Фоменкова на судебную защиту. В. Лукиным было направлено официальное обращение в Управление налоговой службы по Омской области с просьбой принять незамедлительные меры к исполнению решения суда и восстановлению прав ребенка, в результате чего требования А. Фоменкова были удовлетворены в полном объеме.*(53)
Компетентные органы, занятые в области защиты прав детей, имеют различный круг полномочий. Так, по закону прокурор вправе в интересах детей обратиться в суд с заявлением, в частности, о признании брака недействительным, о лишении родительских прав, об отмене усыновления. Прокурор также участвует в разбирательстве дел по спорам, связанным с восстановлением в родительских правах, об ограничении родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов или одного ребенка, или неопределенного круга лиц, например, в интересах всех детей, воспитывающихся в конкретном детском дошкольном учреждении. По закону прокурор может выступить в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:
трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
социальной защиты, включая социальное обеспечение;
обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
обеспечения права на благоприятную окружающую среду;
образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор также вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Судебная практика подтверждает, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав ребенка, находящегося под опекой, только в случае невозможности обращения в суд законного представителя ребенка (родителя, опекуна, попечителя).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем определении от 3 марта 2006 г. N 58-В05-109 в связи с тем, что прокурор обратился в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ о взыскании пособия на ребенка, находящегося под опекой, отметила, что отказ суда в принятии заявления является правомерным, поскольку заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Доказательств того, что опекун ребенка не может сам обратиться в суд с иском о взыскании денежного содержания на опекаемого, прокурором представлено не было (подробнее - см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2006 г. N 58-В05-109 "Прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав ребенка, находящегося под опекой, только в случае невозможности обращения в суд опекуна ребенка").
С учетом того, что несовершеннолетние, как правило, не имеют самостоятельных источников доходов, то денежное возмещение вреда выплачивается родителями или законными представителями ребенка, виновного в причинении вреда.
Например, несовершеннолетние П. и X. совершили нападение на подростка Б., причинив ему тяжкие телесные повреждения. По приговору суда эти лица признаны виновными в совершении преступления в отношении Б. Его отец в интересах своего сына обратился в суд с иском к П. и X. о компенсации морального вреда. В связи с отсутствием у ответчиков самостоятельных источников дохода к участию в деле привлечены их родители. Промышленный районный суд г. Самары иск удовлетворил и взыскал компенсацию морального вреда с родителей осужденных. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила, что т.к. самостоятельных источников дохода для компенсации причиненного истцу морального вреда ответчики не имели, поэтому суд правильно применил ст. 1074 ГК РФ и возложил ответственность на их родителей (подробнее - см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2001 г., N 1, N 2).
2. Государственная пошлина при рассмотрении исков о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда в судах не взимается. Государственной пошлиной в данном случае называется денежный сбор, взимаемый при обращении в суд. Норма комментируемой статьи "дублирует" нормы подп. 15 ч. 1 ст. 333.36 и подп. 2 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ, предусматривающие льготы при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды для защиты прав и законных интересов ребенка в виде полного освобождения от оплаты пошлины.