Раздел второй. Заключительные и переходные положения

1. В комментируемый раздел Конституции включены два вида нормативных положений - заключительные и переходные, существенно различающиеся как по назначению и обусловленному им содержанию, так и по срокам действия. Если назначение заключительных положений - определить порядок вступления в силу Конституции и, соответственно, прекращения действия прежнего Основного Закона, то смысл переходных положений заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование федеральных органов государственной власти в переходный период. Во многом это было обусловлено тем, что Конституция, в отличие от конституций многих иных государств, была не записью итогов социального, экономического, политического, духовного и юридического развития общества, а моделью, которая существенно обновила организацию государства в целом, а также систему федеральных органов, их полномочия и взаимодействие между собой.
Согласно п. 1 раздела второго днем принятия Конституции считается день всенародного голосования - 12 декабря 1993 г. При этом, однако, принятие Конституции еще не означало ее вступления в силу. Комментируемый пункт установил, что Конституция вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.
Порядок проведения всенародного голосования определялся Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации".
В связи с этим нелишне отметить определенную связь между преамбулой Конституции, закрепляющей юридический догмат воли народа, легитимирующей Основной Закон - "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации" - и комментируемым пунктом ее раздела второго об официальном опубликовании по результатам всенародного голосования по проекту Конституции, которая, как было установлено указанным Положением, могла считаться принятой при условии, что за проект Конституции проголосуют более половины избирателей, принявших участие в референдуме. В частности, в опубликованном одновременно с официальным опубликованием Конституции ЦИК РФ сообщении указывалось, что в голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 человек, или 54% зарегистрированных избирателей (немногим более 106 млн). За принятие Конституции проголосовало 32 млн 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% принявших участие в голосовании. Против проголосовало 23 млн 431 тыс. 333 избирателей, или 41,6% принявших участие в голосовании. Едва ли, однако, эти цифры, во многом обусловленные характерным для начала 1990-х годов политическим противостоянием, следует абсолютизировать. Опыт социально-политического развития страны свидетельствует о том, что провозглашенные Конституцией ценности и закрепленные ею принципы оказались восприняты всем обществом и востребованы различными политическими силами, а также гражданами независимо от их социально-политической ориентации и идеологических установок.
Опубликование Конституции состоялось 25 декабря 1993 г. в официальном органе Правительства РФ "Российской газете" и официальном органе Администрации Президента РФ - газете "Российские вести". Отсюда следует, что датой вступления в силу Конституции является 25 декабря 1993 г.; этот день - начало действия Конституции как Основного Закона Российского государства. Одновременно прекращалось действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 г.
Единство и целостность Российского государства, составляющие основу конституционного строя РФ, предопределили пределы действия Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г., а позднее вошедшего в качестве ее составной части в Конституцию (Основной Закон) 1978 г. В частности, в п. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ - действуют положения Конституции.
Отсюда следует, что из положения абз. 3 п. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" о прекращении действия Конституции, принятой 12 апреля 1978 г., имеется установленное самой действующей Конституцией изъятие: Федеративный договор продолжает действовать, но только в той его части, которая не противоречит положениям Конституции. Это означает, что комментируемое положение, оцениваемое в его системном единстве с положениями ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 11, подтверждает высшую юридическую силу Конституции, ее прямое действие и обязывающую в отношении всех субъектов конституционных правоотношений силу. Отсюда также вытекают, что Конституция определяет природу Российского государства как конституционной, а не договорной или договорно-конституционной федерации, как иногда полагают, что многократно подчеркивалось в решениях Конституционного Суда (Суд ссылался на положения раздела второго Конституции в 88 решениях).
При этом значение данного положения значительно масштабнее, чем "просто" установление соотношения Конституции и Федеративного договора и ориентация законодательной и исполнительной власти или суда в случае коллизий их положений: из него вытекает, что как Федеративный, так и другие внутригосударственные договоры, заключаемые органами государственной власти субъектов Федерации, не являются государствообразующими и не могут касаться их конституционного статуса и суверенных прав РФ, - с одной стороны. И это совершенно справедливо, поскольку Федеративный договор, вопреки распространенным представлениям, был способом рационализации государственной власти и адекватного потребностям соответствующего этапа социального развития распределения полномочий между двумя уровнями единой федеративной системы, а не договором об образовании государства.
С другой стороны, это положение обращено не только в прошлое, но и покрывает своим действием настоящее и ориентирует внутрифедеративную договорную практику на будущее: любой договор, противоречащий Конституции, ничтожен и не порождает каких-либо прав и обязанностей для его участников. В случае же возникновения споров о соответствии договоров между органами государственной власти РФ и органами государственными власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ Конституции они по запросам управомоченных на то субъектов разрешаются Конституционным Судом.

Похожее