3 раздела второго устанавливает, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией, со дня вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

3. Пункт 3 раздела второго устанавливает, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией, со дня вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума. 24 мая 1991 г. институт Президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. При этом ч. 2 ее ст. 121.2 установила, что Президент РСФСР избирается сроком на пять лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.
12 июня 1991 г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б.Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал именоваться Президентом Российской Федерации.
На момент вступления в силу новой Конституции (25 декабря 1993 г.) ранее избранный Президент РФ занимал эту должность первый срок. С этого дня, как предписано п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения", Президент, несмотря на существенное обновление юридического содержания данного института государства, стал осуществлять установленные ею полномочия. Таким образом, всенародное одобрение Конституции означало также решение вопроса о продолжении занятия должности Президента тем же лицом.
Тем самым Конституция обеспечила преемственность и непрерывность функционирования института Президента, занимающего в качестве главы государства особое положение в системе органов государственной власти Российского государства. Указанная непрерывность была особенно значима именно в этот период, поскольку федеральная законодательная власть была полностью реконструирована, а депутаты Государственной Думы и Совета Федерации первого созыва избраны вновь.
В связи с обращением Госдумы с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний ч. 3 ст. 81 и п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции, ссылаясь на неопределенность в их понимании, Конституционный Суд принял Определение от 05.11.1998 N 134-О*(1258), которое имеет существенное значение в гарантировании механизма передачи власти, установленного Конституцией.
Согласно Конституции одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81); Президент, избранный в соответствии с Основным Законом, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран (п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения").
Государственная Дума просила разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции и осуществлявшего установленные Конституцией полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным ч. 3 ст. 81 Конституции, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента, указанный в п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции, первым из двух сроков, предусмотренных ее ч. 3 ст. 81. Государственная Дума полагала, что на следующих выборах на должность Президента могло быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.
По новой Конституции Президент действовал до истечения срока, на который он был избран в 1991 г. При этом прежний (первый) срок полномочий Президента, избранного 12 июня 1991 г., с принятием новой Конституции не прерывался, а первый срок полномочий Президента в смысле положений ч. 3 ст. 81 Конституции не начинал исчисляться заново. Конституция не содержит специальной оговорки о том, что указанный в п. 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок полномочий Президента не включается в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 81.
В данном же случае Конституционный Суд, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, констатировал отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ, служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством действующий Президент занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции в июне-июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.