Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности

Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности
1. Контролируемые поставки, осуществление которых санкционируется Конвенцией ООН 1988 года, являются эффективной стратегией борьбы с наркобизнесом, которая позволяет сотрудникам правоохранительных органов из разных стран выявлять членов преступных международных организаций наркобизнеса, осуществляющих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ через международные границы. Этот метод требует тесного сотрудничества между правоохранительными органами различных государств, а также тщательного планирования деятельности, ее точного тактического исполнения со стороны компетентных служб. В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" содержится указание о том, что контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Контролируемые поставки - это специальные оперативно-розыскные мероприятия (в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования либо установления других обстоятельств), при осуществлении которых незаконная или вызывающая подозрение партия наркотических средств или психотропных веществ, обнаруженная правоохранительным органом, допускается к вывозу, провозу или ввозу на территорию одной или нескольких стран с ведома и под наблюдением компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений.
Самые благоприятные возможности для контролируемых поставок появляются в том случае, когда должностные лица обнаруживают наркотики в не сопровождаемом курьером грузе, например в грузовых отправлениях, ручном багаже, автотранспортных средствах и обычных почтовых пересылках. Если контролируемые поставки не используется, то обнаружение наркотиков обычно сводится лишь к изъятию контрабанды; лица, ответственные за контрабанду, не могут быть выявлены, а организация, занимающаяся контрабандой, теряет лишь перевозимые наркотики.
Для этого необходима координация усилий правоохранительных органов. Примером этого является Соглашение между Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службой от 25 января 2005 г. N ВЧ-2, 01-48/1 "Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы". В ст. 6 этого документа сказано, что стороны организуют и проводят совместно (на основе согласованных планов) или самостоятельно (по отдельным вопросам) в интересах другой стороны оперативно-розыскные, оперативно-профилактические и иные мероприятия, в том числе комплексные межрегиональные операции по пресечению противоправной деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленные на выявление, локализацию и ликвидацию каналов незаконного ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также выявление и пресечение попыток использования территории РФ в качестве транзитного пункта для нелегальной доставки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в другие государства, предусматривая при этом меры по физической защите участников мероприятий силами подразделений собственной безопасности. В ст. 5 отмечено, что стороны осуществляют сотрудничество и взаимодействие в соответствии с требованиями законодательства РФ, иных нормативных правовых актов РФ, ведомственных нормативных правовых актов, в том числе по защите государственной и иной охраняемой законом тайны. Одним из законов, на который опираются при проведении контролируемой поставки, является Таможенный кодекс РФ, в частности ст. 435, 436. В ст. 435 Таможенного кодекса РФ "Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу", сказано, что при перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.
Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в РФ не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством РФ.
Статья 435 ТК РФ регулирует проведение внешних (осуществляемых на территориях нескольких государств) и транзитных (осуществляемых через территорию РФ) контролируемых поставок.
Необходимость специальной законодательной оговорки в ТК РФ о возможности ввоза на таможенную территорию РФ, вывоза с этой территории либо перемещения по ней ввезенных товаров объясняется тем, что в современных условиях незаконное перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, оборот которых запрещен, осуществляют, как правило, транснациональные организованные преступные сообщества. Такие преступные формирования имеют развитую инфраструктуру и действуют строго конспиративно, посвящая исполнителей лишь в отдельные элементы операции.
2. В соответствии со ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. При обнаружении в ходе таможенного контроля предметов (веществ), незаконный ввоз которых на таможенную территорию РФ, а равно незаконный вывоз, которых с таможенной территории РФ содержит признание преступления, таможенные органы обязаны возбудить уголовное дело. Однако задержание правоохранительными органами отдельной партии груза у перевозчика расценивается организаторами таких преступных сообществ как естественные издержки, это не сказывается на размере общей прибыли и не приводит к разрушению преступной сети.
Исходя из этого и ставя своей целью привлечение к ответственности организаторов таких преступлений, международное сообщество рассматривает контролируемое правоохранительными органами незаконное перемещение товаров и предметов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной преступностью.
Закрепление в ст. 435 ТК РФ нормы, определяющей порядок проведения внешних и транзитных контролируемых поставок, также обусловлено необходимостью выполнения требований п. 1 ст. 386 ТК РФ о том, что освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно ТК РФ.
Нормативное определение контролируемой поставки как метода выявления правоохранительными органами преступлений и лиц, причастных к ним, а также правовые основы ее проведения приведены в ряде многосторонних и двусторонних международных договоров РФ.
В договорах специально оговаривается, что решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые соответствующими государствами-участниками.
Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих государств-участников могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием либо полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ.
Примером этого может служить Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 31 октября 1997 г. В нем указано, что таможенные службы могут по взаимному согласию в каждом отдельном случае и по достижении договоренностей по финансовым вопросам и по порядку осуществления использовать метод контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления лиц, участвующих в таможенных нарушениях. Незаконные партии наркотических средств и психотропных веществ, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия обеих таможенных служб могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием, полной или частичной заменой незаконной партии.
В ст. 435, 436 ТК РФ регулируются случаи проведения внешних и транзитных контролируемых поставок.
Следует отметить, что специальному законодательному регулированию подлежат только те контролируемые поставки, в ходе которых осуществляется контроль за таким перемещением товаров (предметов), которое образует преступление (перемещение оружия, наркотических веществ, драгоценных камней и т.п.).
Правоохранительные органы России, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, могут проводить любые виды контролируемых поставок, в том числе внешних и транзитных, лишь при наличии оснований и с соблюдением условий, указанных соответственно в ст. 7, 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Основанием для осуществления контролируемой поставки являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящем пункте;
5) постановление о применении мер безопасности в отношении лиц, обеспечение государственной защиты которых возложено на соответствующие правоохранительные органы;
6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
7) необходимость получения данных для решения вопроса об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
8) необходимость получения данных для принятия решений по обеспечению собственной безопасности.
При проведении внешних и транзитных контролируемых поставок также необходимо соблюдать условия, указанные в ст. 435, 436 ТК РФ.
Тактическими задачами контролируемой поставки являются:
установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
установление их отправителей и получателей;
установление лиц, совершивших или совершающих преступления с использованием контролируемых предметов;
обеспечение доказательств преступной деятельности, т.е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются на допускаемых уголовно-процессуальным законом носителях информации.
Цели контролируемой поставки совпадают с целями оперативно-розыскной деятельности (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Руководители этих органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.
Полномочия таможенных органов в сфере оперативно-розыскной деятельности определены в п. 5 ст. 408 ТК РФ. В соответствии с ним таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности.
В свою очередь, в соответствии с п. 5 ст. 151 УПК РФ дознавателями таможенных органов РФ осуществляется дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188, 194 УК РФ.
Таким образом, оперативные подразделения таможенных органов могут осуществлять контролируемую поставку в целях выявления контрабанды товаров и фактов уклонения от уплаты таможенных платежей.
Полномочия оперативных подразделений органов Федеральной службы безопасности определены в ст. 10 Федерального закона от 03 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности". Они осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию, во-первых, таких представляющих повышенную общественную опасность деяний, как шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда; во-вторых, преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению; и, в-третьих, деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. Для выявления любого из указанных в этой статье Закона деяний соответствующие оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности могут проводить контролируемую поставку.
Субъектом, фактически перемещающим контролируемые предметы, может быть:
лицо, осведомленное о незаконном характере перемещения контролируемых предметов и совершающее таким образом противоправное деяние;
лицо, не осведомленное о противоправном характере перемещения, используемое преступниками "втемную";
сотрудник органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, внедренный в преступное формирование;
лицо, оказывающее содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, завербованное из членов преступной группы либо внедренное в нее.
Для проведения контролируемой поставки, в том числе внешней и транзитной, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, обязано вынести постановление, в котором указывается занимаемая им должность, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК РФ), а также содержится информация о том, когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить контролируемую поставку.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" постановление утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Уведомления прокурора или согласования с ним Закон не требует.
Виды контролируемой поставки определяются по различным основаниям в зависимости от способа наблюдения, тактики по отношению к контролируемому предмету, наличия сопровождающих его лиц и т.д. Анализ практики работы правоохранительных органов показывает, что контролируемые поставки могут подразделяться на:
внутренние (проводимые на территории одного государства);
внешние (осуществляемые на территориях нескольких государств в строгом соответствии с порядком, установленным международными соглашениями и договорами);
транзитные (т.е. через территорию государства), которые проводятся на основании запросов государственных органов других стран.
Поставки также подразделяются на проводимые путем:
наблюдения за грузовыми перевозками (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным транспортом, в том числе в тайниках);
слежения за почтовыми отправлениями (письма, бандероли, посылки, в том числе и на подставные адреса), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.
В зависимости от избранной тактики контроля выделяются контролируемые поставки:
обычные (когда обнаруженные оружие, наркотики и т.п. не изымаются до завершения операции);
"чистые" или "подменные" (когда в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности производят его полное или частичное изъятие на первоначальном этапе операции с подменой на муляж). В данном случае следует особо подчеркнуть, что предметы, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды, служащие основой изготовления оружия массового поражения и т.п., подлежат безусловной замене.
Кроме того, контролируемые поставки можно также разделить на два вида:
сопровождаемые (когда контролируемый правоохранительными органами предмет находится среди вещей, в грузе или багаже, следующем вместе с владельцем или другим лицом либо в непосредственном открытом их сопровождении);
несопровождаемые (когда контролируемый предмет находится в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении).
Контролируемые поставки в зависимости от источника информации, являющегося поводом для их проведения, подразделяются на:
проводимые на основе информации, полученной непосредственно оперативным подразделением от оперативно-технических служб и иных подразделений соответствующего правоохранительного органа;
проводимые на основе информации, полученной от других правоохранительных и иных органов соответствующего государства;
проводимые на основе информации, полученной от международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Контролируемая поставка, как и другие оперативно-розыскные мероприятия, может проводиться в целях выявления преступлений и лиц, их совершивших.
Осуществление контролируемых поставок для выявления административных правонарушений не допускается.
3. При осуществлении внешних и транзитных контролируемых поставок оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Министерства юстиции РФ обязаны согласовывать их проведение с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между ФТС России, который в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Действующие положения о сотрудничестве между ФТС России и, соответственно, МВД России и ФСБ России не содержат норм, определяющих порядок согласования контролируемых поставок. Как представляется, в целях оперативности право такого согласования может быть предоставлено региональным таможенным органам.
При поступлении от краевых или областных подразделений органов внутренних дел или Федеральной службы безопасности запросов, которые должны направляться только в письменной форме, соответствующее региональное подразделение таможенных органов, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, осуществляет соответствующие организационные мероприятия и в случае необходимости уведомляет таможенные органы иностранного государства.
Практика правоохранительных органов показывает, что необходимыми условиями проведения международных и транзитных контролируемых поставок являются следующие:
отсутствуют законодательные и иные препятствия на территориях, через которые будет осуществляться контролируемая поставка;
факт обнаружения контролируемых предметов не предан огласке в той мере, которая сделает проведение операции невозможной;
вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков и перекупщиков контролируемых предметов достаточно высока и оправдывает проведение такой операции;
имеющиеся силы и средства позволяют на протяжении всего маршрута следования осуществлять надлежащий контроль и в случае необходимости беспрепятственно изъять контролируемые предметы;
существует достаточный запас времени для разработки и согласования плана с взаимодействующими органами.
Несоблюдение какого-либо из названных выше условий может привести к отрицательному результату.
В организации и проведении внешних и транзитных контролируемых поставок большое место занимают вопросы таможенного контроля.
В связи с этим следует учитывать, что в соответствии с законодательством таможенный контроль могут осуществлять лишь должностные лица таможенных органов РФ. Другие лица, в том числе сотрудники органов внутренних дел и пограничной службы ФСБ России, могут лишь участвовать в таможенном досмотре.
4. Осуществление контролируемых поставок на почтовом канале имеет свои особенности. В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правила оказания услуг почтовой связи, о каждом факте обнаружения в международных почтовых отправлениях запрещенных к пересылке предметов и веществ и задержания таких отправлений организации (объекты) федеральной почтовой связи немедленно ставят в известность таможенные органы РФ.
Порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (МПО) определен ТК РФ, Всемирной почтовой конвенцией и Почтовыми правилами России. Таможенный досмотр всех посылаемых за границу и поступающих из-за рубежа отправлений фирм и компаний, получивших лицензии на почтовую деятельность, осуществляется в порядке, предусмотренном для МПО, только в тех случаях, когда они пересылаются с почтовыми сопроводительными документами (СN-37, СN-38). Если частные, коммерческие или иные организации, получившие лицензии на предоставление услуг по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, используют грузовые сопроводительные документы, то такие отправления не могут рассматриваться как международные почтовые отправления.
Таможенный контроль международных почтовых отправлений, пересылаемых в Российскую Федерацию или из нее, осуществляется, как правило, в выборочном порядке. Основной целью такого контроля является предотвращение перемещения запрещенных товаров (оружия, наркотиков, взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых веществ, радиоактивных материалов), а также вывоза без соответствующих разрешений культурных ценностей.
Письмом ФТС России от 11 апреля 1996 г. N 02-07/6597 определены списки ограниченных и запрещенных к пересылке товаров, составленных с учетом изменений действующего законодательства, в том числе установления ограничений на льготный (без взимания таможенных платежей) ввоз в Российскую Федерацию акцизных товаров. В соответствии с этими правилами, в частности, к товарам, запрещенным или условно допущенным к пересылке из РФ за границу, относятся, в том числе и наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества.
5. В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, уголовное дело в РФ на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством РФ.
Эта норма регулирует вопросы возбуждения уголовного дела. Однако следует учитывать, что на основании ст. 1, 2 УПК РФ производство по уголовному делу на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется только в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Но если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора.
Таким образом, при принятии решения о проведении контролируемой поставки в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, уголовное дело в РФ не возбуждается лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором РФ.
В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" не содержится специальных разъяснений по вопросу о возбуждении уголовного дела в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в частности контролируемой поставки. При отсутствии соответствующих международно-правовых положений необходимо руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства, определяющего, что при наличии оснований возбуждение уголовного дела обязательно. Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 11) и УПК РФ (ст. 140, 143) могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности.
Уголовное дело, возбужденное при таких условиях, на основании соответствующих положений международных договоров, регулирующих оказание правовой помощи, и разд. XVIII УПК РФ может быть передано для расследования компетентным органам заинтересованного государства.
В случае если осуществление злоумышленниками в рамках контролируемой поставки перемещения товаров, являющееся соответствующим преступлением, не доводится до конца по не зависящим от них обстоятельствам, действия правонарушителей, исходя из ч. 3 ст. 30 УК РФ, расцениваются как покушение на совершение соответствующего преступления.
Результаты контролируемой поставки могут использоваться в порядке, предусмотренном ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России и СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56.
В соответствии со ст. 436 ТК РФ может производиться изъятие или замена товаров, перемещаемых через таможенную границу, при осуществлении контролируемой поставки. Ею определено, что товары, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством РФ, могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ.
Запрет на свободную реализацию соответствующих предметов, товаров и веществ, а также на ограничение их распространения установлен законами РФ, регулирующими их оборот.
В числе предметов, свободная реализация которых запрещена, следует назвать, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества. Законодательством установлена юридическая ответственность за нарушение закрепленного порядка реализации (оборота) соответствующих товаров и услуг. Настоящий Федеральный закон определяет условия оборота этих средств и веществ.
Изъятие (полное или частичное) либо замена таких товаров не только устраняют опасность их перехода во владение преступников, но и дают больше возможностей для маневра при организации наблюдения за их перемещением.
6. Задержание подозреваемого в ходе операции становится возможным в результате покупки у него наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. Для этих целей проводится проверочная закупка - оперативно-розыскное мероприятие с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в ходе которого необходимо проявлять чрезвычайную осмотрительность для обеспечения того, чтобы все действия, предпринимаемые правоохранительным органом, осуществлялись строго в рамках закона.
Такие дела являются идеальными для дальнейшего судебного преследования, поскольку продавец наркотиков сбывает их непосредственно работнику правоохранительных органов и данная операция документируется соответствующим образом.
Операции типа покупки-ареста весьма эффективны, поскольку правоохранительным органам фактически не требуется расходовать значительных сил и средств. После ряда небольших предварительных покупок у подозреваемого сотрудник, занятый в разработке, может договориться о покупке наркотиков в большем количестве.
В таких операциях важная роль отводится использованию наличных денег, которые предъявляются торговцу наркотиками. Имеющиеся банкноты следует зарегистрировать, т.е. переписать номера серий, либо отснять фотокопии всех банкнот. В ряде случаев деньги помечают специальным веществом, которые светится после освещения его в лаборатории.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров уполномоченными органами проводятся также такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В этот перечень входят прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.