Статья 52. Ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ

Статья 52. Ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ
1. В большинстве случаев представители наркомафии стремятся вложить свои средства и иное имущество в законный бизнес. Настоящий Федеральный закон, Федеральный закон от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и ст. 174.1 УК РФ предусматривают ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доходами, полученными преступным путем, являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
Придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяется как легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2001 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" не проводит разницы между финансовыми операциями и сделками, давая им общее понятие: "...под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование".
В том случае, если у органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, будут достаточные аргументы полагать, что юридическое лицо использовало в предпринимательской, банковской, экономической деятельности денежные средства или иное имущество, полученное в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, то оно может обратиться в суд с требованием о его ликвидации в соответствии с законодательством РФ. Операциями с денежными средствами или иным имуществом, нажитыми незаконным путем, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.
Работники уполномоченного органа обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.
Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.
2. Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. N 314 образована Федеральная служба по финансовому мониторингу и установлено, что данная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма она осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации. Служба выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Федеральная служба по финансовому мониторингу обращается в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, привлекает их в установленном порядке к ответственности, направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частноправовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основание такого ограничения - ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающая ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована ГК РФ в п. 2 ст. 1.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ и настоящему Федеральному закону требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд органами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения.