Статья 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона

Статья 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона
1. Полномочия по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности зафиксированы в настоящем ФЗ, Федеральном законе от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении государственного контроля (надзора), УПК РФ, Таможенном кодексе РФ от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ и иных нормативных актах.
В целях реализации данных полномочий изданы ведомственные документы - Приказ Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 г. N 12 "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ", Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 09.06.2006 г. N 195 "Об утверждении Инструкции об организации работы по проведению органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ, и внесении изменений в Приказ ФСКН России от 08.07.2005 г. N 216", Приказ МВД России от 02.08.2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", Приказ ФСБ РФ от 06.09.2007 г. N 453 "Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений КоАП РФ в органах федеральной службы безопасности" и др.
В большинстве случаев проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ, проводят органы ФСКН РФ. Они проходят в плановом порядке в соответствии с утвержденным планом проведения. Для этого назначается должностное лицо, ответственное за разработку проекта плана.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органы ФСКН РФ органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
цель и основание проведения каждой плановой проверки;
дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
наименование органа ФСКН РФ, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица, ;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
начала осуществления юридическим лицом, предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В плане указываются перечень подлежащих проверке юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории, подконтрольной данному органу наркоконтроля, срок проведения проверки и ответственный исполнитель, на которого возлагается организация проведения проверки. В плане также предусматривается графа для отметки о результатах проведения проверки.
В подразделении, осуществляющем проверку, ведутся журнал учета юридических лиц, в отношении которых проводятся проверки, и журнал регистрации актов по результатам проверок юридических лиц.
В случае проведения проверок на режимных объектах проверяющие должны иметь при себе справки о допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, по соответствующей форме.
Акт по результатам проверки юридического лица, акт об отборе образцов (проб) продукции составляются по соответствующим формам.
С 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ вступают в силу ряд новых положений. Согласно им органы государственного контроля и ФСКН России в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, установленном Правительством Российской Федерации, представляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Внеплановые проверки юридических лиц, занимающихся оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проводятся в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований.
Внеплановая проверка проводится также при поступлении в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в установленном законом порядке. Внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена я после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.
Органам государственного контроля и ФСКН России в лице своих представителей предоставлено право беспрепятственно получать доступ в любую организацию, осуществляющую деятельность по обороту наркотических и психотропных веществ, для осмотра, производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В ходе проверок уполномоченные органы проверяют соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установленным правилам, при необходимости изымают образцы (пробы) веществ для сравнительного исследования (испытаний) и экспертиз, составляя об этом акт в двух экземплярах.
При обнаружении грубых нарушений возможно запрещение производства, изготовления и продажи уже произведенных веществ в случаях, исчерпывающий перечень которых содержится в правилах организации производства и контроля данной деятельности. При этом представители уполномоченных органов могут опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам.
Для установления причин нарушений должностным лицам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также органов прокуратуры, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности дано право отбирать объяснения от работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений, документов или их копий.
По окончании проверки, в случае выявления нарушений, уполномоченные органы выдают юридическим лицам (владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) предписания об их устранении, которые обязательны для исполнения.
2. В соответствии с ст. 37, 38, 41 УПК РФ должностные лица органов дознания, следователи или прокуроры могут проводить следственные и процессуальные действия, т.е. входить в любые помещения и производить осмотр мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Осмотр местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов нарушения или преступления, выяснения других обстоятельств.
Осмотр производится с участием понятых. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
3. Настоящий Федеральный закон и Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 г. N 454, требуют от юридического лица соблюдение правил хранения, учета, изготовления, отпуска, уничтожения и использования в медицинских целях наркотических средств и психотропных веществ с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств. Лицензирующий орган при нарушении данных требований обязывает юридических лиц, осуществляющих указанную деятельность, принять в пределах своей компетенции соответствующие меры по их устранению, а при наличии признаков административных правонарушений либо преступлений сообщить об этом в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органы внутренних дел и представить необходимые материалы.
Так, например, должностные лица уполномоченных органов имеют право производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень.
При обнаружении земельного участка, на котором произрастают вышеуказанные растения, сотрудники уполномоченных органов обязаны:
провести осмотр места происшествия в порядке ст. 176-177 УПК РФ и составить протокол осмотра места происшествия в соответствии со ст. 476 УПК РФ. В ходе осмотра необходимо произвести изъятие образцов обнаруженных растений, о чем сделать запись в вышеуказанном протоколе, и направить данные образцы для исследований;
в случае получения справки-исследования, подтверждающей произрастание на обнаруженном участке дикорастущих растений, включенных в Перечень, и (или) дикорастущей конопли, доложить рапортом об обнаружении признаков преступления по ст. 231 УК РФ начальнику уполномоченного органа;
направить официальный запрос в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ или в Управление землепользования администрации соответствующего муниципального образования для установления собственника или пользователя (арендатора) земельного участка. К тексту запроса рекомендуется прикладывать схему обнаруженного земельного участка с прилегающей к нему территорией.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ и на основании распоряжения начальника по рапорту об обнаружении признаков преступления проводится соответствующая проверка. По результатам данной проверки принимается одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.
4. Должностные лица уполномоченных органов в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и также выносит предписание об устранении выявленных правонарушений в вышеуказанном порядке.
Если при проведении внепланового мероприятия по контролю в целях проверки исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении планового мероприятия по контролю, будет выявлено неисполнение данного предписания, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)".