Предисловие

Предисловие
Настоящее издание представляет собой научно-практический комментарий к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принятие которого совпало с 10-летием создания системы службы судебных приставов.
Исполнительное производство является завершающей стадией длительного процесса судебного разбирательства, но его результат зависит в первую очередь от процессуального положения судебного пристава и наделения его соответствующими полномочиями в рамках закона.
Основной целью разработчиков при подготовке Закона об исполнительном производстве являлось создание механизма, который позволил бы повысить эффективность деятельности службы судебных приставов по защите прав и интересов государства, физических и юридических лиц в исполнительном производстве. Наряду с этим принятие комментируемого Закона обусловлено необходимостью приведения российского законодательства об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров РФ, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Недостатки Закона об исполнительном производстве и его достоинства можно будет выявить только в процессе его применения, т.е. в практике деятельности судебных приставов-исполнителей. Однако уже сейчас можно говорить о новых принципах правового регулирования сложного механизма исполнительного производства.
Важнейшим нововведением комментируемого Закона является установление минимума имущества, на которое не может быть наложено взыскание. Ранее данное положение содержалось только в гражданском законодательстве и его отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве приводило к коллизиям правовых норм и создавало необоснованные конфликты в правоприменительной практике.
В Закон об исполнительном производстве включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения, неявки за их получением и т.п.), взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступлении, порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества. Новеллами комментируемого Закона являются нормы о сроках в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление, продление сроков и т.п.), также урегулированы сроки и порядок обжалования постановления и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Введены новые основания окончания исполнительного производства.
Комментируемый Закон адаптирован к современным экономическим реалиям. Новации заключаются в том, что теперь нормы Закона об исполнительном производстве направлены на защиту интересов клиентов профессиональных участников фондового рынка (в частности, запрещается обращать взыскание на принадлежащие им ценные бумаги). Фактически установлен запрет на обращение взыскания по долгам профессиональных участников рынка ценных бумаг на денежные средства их клиентов. Впервые в Законе об исполнительном производстве регламентирован механизм наложения взыскания и ареста на такие виды имущества и прав, как паи, акции, дебиторская задолженность, а также установлен порядок продажи этих активов.
Существенно отличаются от положений ранее действовавшего Закона об исполнительном производстве 1997 г. нормы, регулирующие порядок запрашивания судебными приставами-исполнителями сведений об имущественном положении должника, наложения ареста на его имущество, оценки и реализации арестованного имущества. Новеллой комментируемого Закона является положение о том, что требования залогодержателя, возникшие на основании закона, удовлетворяются исходя из стоимости заложенного имущества без соблюдения очередности удовлетворения требований. Впервые Законом об исполнительном производстве ограничены права дебитора на изменение правоотношений со дня его уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до дня реализации прав требования или получения им уведомления о переходе прав требования к новому кредитору.
Одной из основных идей комментируемого Закона является гармонизация прав взыскателя и должника. После принятия настоящего Закона стороны исполнительного производства, а также иные заинтересованные лица могут оспаривать постановления и действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке, а также обжаловать их в порядке подчиненности.
Закон об исполнительном производстве достаточно четко регулирует вопросы защиты прав должника и взыскателя в исполнительном производстве. Так, комментируемый Закон содержит отдельные статьи, предусматривающие право взыскателя предъявить лицам, выплачивающим должнику периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине. Также настоящий Закон устанавливает право организации в случае неисполнения требований исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника взыскать причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм ущерб с руководителя или иного работника данной организации, виновных в неисполнении исполнительного документа.
Защите интересов взыскателя способствует упразднение комментируемым Законом института авансирования розыска должника и его имущества.
Закон об исполнительном производстве существенно расширяет полномочия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительных документов. В частности, появился институт поручения судебного пристава-исполнителя, введены нормы о полномочиях судебного пристава-исполнителя на приостановление полностью или частично исполнительного производства. Закон впервые наделяет судебного пристава-исполнителя правом при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Кроме названных полномочий, новеллой комментируемого Закона является наделение судебного пристава-исполнителя таким правами, как: реализовывать арестованное имущество путем проведения аукционных торгов и уценки имущества в случае отсутствия на него спроса; обращать взыскания на имущественные права должника; обращаться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право.
Работоспособность Закона об исполнительном производстве покажет практика, она же в конечном итоге приведет и к необходимости уточнения и дополнения положений настоящего комментария.
Авторский коллектив комментария состоит из практиков, осуществляющих свою деятельность в ФССП России, Высшем Арбитражном Суде РФ, Федеральном Собрании РФ, Администрации Президента РФ, а также представителей юридической науки - преподавателей РПА Минюста России, непосредственно обучающих студентов по специализации "Исполнительное производство" и осуществляющих повышение квалификации судебных приставов-исполнителей.
Представляется, что при отсутствии правоприменительной и судебной практики по разрешению споров, возникающих в связи с применением новых положений Закона об исполнительном производстве, позиция авторов по некоторым вопросам его применения может являться небесспорной. Вместе с тем коллектив авторов полагает, что издание будет небезынтересно прежде всего правоприменительным органам в период формирования практики применения настоящего Закона.
Подготовленный комментарий может применяться в качестве научно-методической базы для изучения дисциплин, связанных с исполнительным производством, в высших учебных заведениях при подготовке бакалавров и специалистов по направлению "юриспруденция", а также при повышении квалификации и переподготовке судебных приставов-исполнителей.