Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 11)

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Комментируемая статья аналогична по содержанию ст. 1 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой данный Закон устанавливает правила и регулирует деятельность участников исполнительного производства, связанную с принудительным исполнением актов самых различных органов. Закон об исполнительном производстве, за отдельными исключениями, не регулирует добровольное исполнение должниками своих обязанностей, которые возложены на них актами различных юрисдикционных органов (например, вопросы добровольного исполнения урегулированы в ч. 11-14 ст. 30, ч. 2 ст. 68, ч. 1 ст. 80 и др. данного Закона). Добровольное исполнение возможно как до возбуждения исполнительного производства, так и после его возбуждения, как необходимый его этап, когда судебный пристав-исполнитель должен предложить исполнить требования исполнительного документа добровольно.
Исполнительное производство в соответствии с Законом об исполнительном производстве представляет собой особую сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти, призванную обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов. Оно выведено в настоящее время организационно из сферы действия органов судебной власти и отнесено к органам исполнительной власти. Позитивность решения вопроса в таком ключе связана с освобождением судов от несвойственных органам судебной власти функций. Вместе с тем нельзя говорить о том, что сфера исполнительного производства выведена из-под контроля судебной власти. Речь идет об изменении форм воздействия судов на процесс исполнения. Суды теперь не занимаются организационным обеспечением процесса принудительного исполнения, а обеспечивают законность совершаемых здесь действий путем рассмотрения заявлений и жалоб их участников в случае возникновения конфликтных ситуаций, а также предварительно разрешая совершение целого ряда исполнительных действий.
В рамках исполнительного производства принудительно исполняются самые различные юрисдикционные акты. Во-первых, в исполнительном производстве принудительно исполняются судебные акты различных органов судебной власти: судов общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражных судов. При этом принудительному исполнению подлежат судебные решения, определения (например, об утверждении мирового соглашения), постановления (например, суда надзорной инстанции, вынесшего новое решение), приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий, судебные приказы, выданные судами общей юрисдикции. Во-вторых, решения третейских судов, международных коммерческих арбитражей, а также иностранных судов. В-третьих, акты таких несудебных органов, как постановления органов и должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных взысканиях, комиссий по трудовым спорам, нотариусов, других органов, акты которых перечислены в ст. 12 (см. комментарий к этой статье).
В сферу регулирования настоящего Закона подпадают только те судебные акты и акты других органов, должностных лиц, которые возлагают на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения таких действий. Хотя предмет принудительного исполнения в ч. 1 данной статьи сформулирован достаточно широко, при ее применении следует учитывать положения ч. 2 комментируемой статьи, относящей условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в сферу ведения бюджетного законодательства РФ.
В своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуковицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго"*(1) Конституционный Суд РФ указал на то, что законодатель вправе установить порядок исполнения судебных решений в отношении государства, предусматривающий определенные изъятия из такого общего правила исполнительного производства, как применение к должнику мер принуждения вплоть до принудительного отчуждения имущества. При этом государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур, решения и действия которых стали причиной вынесения судебного решения, и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
С учетом указанной позиции Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в ред. от 02.10.2007)*(2) в БК были внесены изменения, которыми в сферу его правового регулирования были отнесены правоотношения, связанные с установлением порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, в настоящее время обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" БК.
Согласно положениям указанной главы БК осуществляется исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Следует также иметь в виду, что в БК предусмотрены случаи, когда обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ может производиться службой судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве, например, в случае если счета бюджетному учреждению - должнику открыты в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и 242.5 БК).
Таким образом, ч. 2 настоящей статьи подготовлена с учетом вышеназванных положений БК и в ней указывается на то, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ.