Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)

Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
Определяя в комментируемой статье общие условия исполнения требований исполнительных документов о совершении должником определенных действий (воздержании от совершения определенных действий), законодатель впервые четко закрепил положения, касающиеся срока для добровольного исполнения указанных исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, а также применения к должнику санкции за их неисполнение в установленный срок в виде исполнительского сбора.
Относительно этих вопросов в Законе об исполнительном производстве 1997 г. имелась некая неопределенность, что влияло на формирование неоднозначной правоприменительной практики.
Возбуждение исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требования к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП, и устанавливает новый срок для исполнения.
Нормы данной статьи КоАП предусматривают ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора (ч. 1), и ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. 2).
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин каждый раз привлекать к административной ответственности.
Кроме того, при наличии в действиях лица, которое не исполняет требования исполнительного документа неимущественного характера, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Статья 315 УК предусматривает уголовную ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению.
Помимо применения к должнику штрафных санкций, Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность применения такой меры принудительного исполнения, как совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (ч. 2 комментируемой статьи во взаимосвязи с п. 7 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).
Во многих случаях возникает необходимость в использовании именно этой меры принудительного исполнения, поскольку применение к должнику по исполнительному документу неимущественного характера штрафных санкций не всегда приносит ожидаемый результат.
Следует отметить, что комментируемый Закон не содержит положений о взыскании с должника трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий (п. 3 ст. 73 Закона об исполнительном производстве 1997 г.).
Взыскание трехкратного размера расходов представляло собой санкцию, применяемую к недобросовестному должнику по исполнительному производству. В связи с этим возникали вопросы, связанные с правомерностью одновременного применения к должнику (при неисполнении им требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин) санкций как в виде штрафа, так и в виде взыскания трехкратного размера расходов.
Гражданско-процессуальный кодекс предусматривает, что суд наряду с возложением на ответчика обязанности совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в установленный срок, может указать в решении на право истца по истечении этого срока самому произвести соответствующие действия с взысканием с ответчика понесенных им расходов (ст. 206).
Если взыскатель произвел указанные действия вместо должника в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем, то расходы, понесенные в связи с этим взыскателем, подлежат возмещению за счет должника в порядке, предусмотренном гл. 11 Закона об исполнительном производстве.