Статья 248. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений

Статья 248. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений
(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)
1. Характеризуя правила ст. 248, нужно обратить внимание на то, что судья именно обязан (а не только наделен правом):
1) отказать в принятии заявления (еще при совершении процессуальных действий, связанных с подачей заявления и его принятием) при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 248;
2) прекратить производство по делу (если обстоятельства, указанные в ст. 248, были обнаружены в ходе судебного разбирательства).
2. Основаниями отказа в принятии заявления (либо прекращения производства по делу) являются:
1) решение суда (а не любое иное судебное постановление):
а) принятое по заявлению о том же предмете;
б) уже вступившее в законную силу;
2) если при подаче заявления судья обнаружил, что нарушены правила о подсудности. Однако данное положение действовало до 11.08.2004. После вступления в силу Закона N 94 установлено, что при обнаружении нарушения правил о подсудности судья выносит определение о возвращении заявления (см. также коммент. к ст. 247).
Законом N 225 от 5.12.06 ст. 248 дополнено. Установлено, что производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме - может быть прекращено и по основаниям, предусмотренным федеральным законом (см. например, п. 11 ст. 76 федерального закона от 12.06.02 "Об основных гарантиях избирательных прав и прав участия в референдуме граждан РФ". Данное дополнение вступило в силу с 07.12.06.
3. Об отказе в принятии заявления или о прекращении производства по делу судья выносит определение, которое:
1) должно быть мотивированным и соответствовать общим правилам ст. 224, 225 (см. коммент.);
2) направляется заявителю по правилам ст. 227 (см. коммент.). Возможность принесения частной жалобы и такое определение в ст. 227 не предусмотрена, но она вытекает из ст. 371 (см. коммент. к ней).
4. ВС разъяснил (в п. 17 Постановления от 10.02.09) что на основании ст. 248 и ст. 134 ГПК судья отказывает в принятии также заявления об оспаривании решений, действий, бездействия госорганов, ОМСУ их должностных лиц, указанных в ст. 254 ГПК (см. комментарий к ней), в частности в случаях когда заявление:
1) подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке (например, рассмотрение заявления неподведомственно СОЮ, заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, в порядке апелляционного, кассационного производства и т.д.), о чем нужно указать в определении. Однако судья не вправе отказать в принятии заявления, если установит, что оно подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства. В этом случае судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением требований ГПК, при условии, что этим не нарушаются правила подсудности рассмотрения дела (ст. 246, 247, 136 ГПК). Если рассмотрение и разрешение заявленных требований неподсудно данному суду, заявление возвращается заявителю (ст. 135, 246, 247 ГПК);
2) содержит оспаривание решение, действие, бездействие очевидно не затрагивающее права и свободы заявителя. В случае из заявления не усматривается, что оспариваемое решение, действие, бездействие явно не затрагивает права и свободы заявителя, судья не вправе отказать в принятии заявления;
3) подано в защиту прав и свобод другого лица органом или лицом, которым законом такое право не предоставлено.
Если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления будут установлены после принятия заявления, судья на основании абз. 2 ст. 220 ГПК прекращает производство по делу.
См. также: БВС, 2006, N 1, с. 15.
О практике КС, связанной со ст. 248, см. его Определения от 08.07.2004 N 238-о и от 21.12.2004 N 397-о, от 21.12.06 N 618-о.