Статья 160. Расторжение брака

Статья 160. Расторжение брака
1. Данная норма устанавливает, во-первых, возможность расторжения брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации и, во-вторых, применение при этом законодательства Российской Федерации. Применение российского законодательства при расторжении брака на территории Российской Федерации любыми лицами независимо от их гражданства позволяет решать вопросы судебного или административного порядка развода, самой бракоразводной процедуры, определения момента прекращения брака при его расторжении в органах загса или суде посредством норм как семейного, так и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации. Иное может быть предусмотрено международными договорами. Например, в силу п. 1 ст. 28 Минской конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" подлежит применению законодательство страны гражданства при расторжении брака супругами - гражданами СНГ. Если же один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а другой - гражданином другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака. Если же супруги имеют гражданство одного государства, то при расторжении брака, как подчеркнуто в решении Экономического Суда СНГ от 15 января 2002 г., "в соответствии с п. 1 ст. 28 Конвенции применяются материально-правовые нормы государства - участника Конвенции, гражданами которого они являются, независимо от того, компетентными учреждениями какого государства рассматривается дело"*(375).
Специальные нормы о расторжении брака содержатся также в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях, заключенных с рядом государств, включая Болгарию, Венгрию, Польшу, Эстонию. Расторжение брака по законодательству Российской Федерации может быть произведено как органами записи актов гражданского состояния, так и судом. При этом необходимо учитывать, что при решении вопросов, которые могут быть одновременно заявлены с расторжением брака в суде, например, о разделе имущества супругов, о выплате алиментов, подлежит применению ст. 161 СК РФ. В соответствии с ней личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.
Необходимо также иметь в виду, что брак, расторгнутый между иностранными гражданами в соответствии с российским законодательством на территории Российской Федерации, может быть не признан в иностранном государстве в силу отсутствия между соответствующим иностранным государством и Российской Федерацией международного договора и существенного различия в правовом регулировании развода.
Правовое регулирование расторжения брака в современном законодательстве зарубежных стран отличается большим разнообразием. До настоящего времени существуют государства, в которых расторжение брака не допускается. Только смерть супруга или признание его умершим в судебном порядке рассматриваются в качестве оснований прекращения брака. Такое положение закреплено, например, в законодательстве ряда стран Латинской Америки, Андорры, Ватикана, Сан-Марино. В Ирландии конституцией запрещено издавать закон, запрещающий расторжение брака*(376). В ряде государств расторжению брака предшествует обязательная процедура сепарации - раздельного проживания супругов. При этом сроки раздельного проживания супругов значительны, например, в Великобритании срок раздельного проживания супругов должен быть не менее двух лет при условии согласия ответчика на развод и не менее пяти лет при отсутствии согласия на развод. Основанием для сепарации, как правило, являются факты, служащие поводами к разводу. Супруги могут заключить соглашение о раздельном проживании, либо сепарация устанавливается решением суда. Положения о сепарации содержатся, например, в законодательстве Великобритании, Испании. Наряду с этим есть государства, законодательство которых закрепляет упрощенную процедуру расторжения брака. Например, в Швеции допускается возможность незамедлительного расторжения брака без каких-либо дополнительных условий, поводов к разводу, судья обязан развести супругов, не требуя никаких доказательств распада семьи, если оба супруга согласны на развод. Если же нет согласия супруга на расторжение брака или у супругов есть дети, не достигшие возраста 16 лет, расторжение брака возможно по истечении периода размышления, равного шести месяцам, или раздельного проживания супругов в течение двух лет. В ряде государств расторжение брака производится при непоправимом распаде семьи. К ним относятся, например, Австралия, Германия, Нидерланды, штаты США, воспринявшие положения Единообразного закона о браке и разводе*(377).
2. Гражданин Российской Федерации вправе расторгнуть брак в российском суде даже тогда, когда он и его супруг проживают за пределами Российской Федерации. Данное правило призвано защитить права российских граждан на развод, учитывая, что в ряде государств расторжение брака не допускается, о чем было указано ранее. Это правило не противоречит гражданскому процессуальному законодательству Российской Федерации. В силу п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ суды Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных граждан или лиц без гражданства, если по делу о расторжении брака "истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином". Вместе с тем, ввиду отсутствия у супругов места жительства на территории Российской Федерации, в ГПК РФ не решен вопрос определения территориальной подсудности данной категории дел. По мнению Н.И. Марышевой, "дело должно, очевидно, рассматриваться судом, указанным Верховным Судом РФ"*(378).
Гражданин Российской Федерации вправе расторгнуть брак в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, если в соответствии с российским законодательством допускается расторжение брака в органах загса (см. ст. 19 СК РФ). При взаимном согласии супругов - российских граждан, не имеющих общих несовершеннолетних детей, их брак может быть расторгнут в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации. Расторжение брака возможно в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации также по заявлению одного супруга, если другой супруг признан в судебном порядке безвестно отсутствующим; объявлен умершим или по приговору суда осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет. Комментируемый пункт при этом не содержит указания на подлежащее применению право. Обращение к ст. 42 Консульского устава СССР позволяет сделать вывод о применении законодательства Российской Федерации при расторжении брака.
3. Комментируемый пункт признает действительным в России развод между гражданами Российской Федерации либо между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лица ми без гражданства, совершенный за пределами территории Российской Федерации, с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве. Иными словами, расторжение брака будет признаваться в Российской Федерации, если оно будет действительным в том государстве, компетентными органами которого оно произведено. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства отнесены к исключительной подсудности судов Российской Федерации, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации. А в соответствии со ст. 29 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) дела о расторжении брака компетентны рассматривать органы той Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления о расторжении брака.
4. Решения компетентных органов иностранных государств о расторжении брака между иностранными гражданами признаются в России действительными при условии соблюдения норм законодательства государства, компетентный орган которого принял решение о разводе. По сути это означает, что решениям компетентных органов иностранных государств придается такая же юридическая сила, как и решениям компетентных органов Российской Федерации (суда или органа записи актов гражданского состояния). Решение компетентного органа (суда или иного учреждения) иностранного государства о расторжении брака между иностранными гражданами придает лицам статус не состоящих в браке (разведенных супругов) без какой-либо специальной процедуры, например, дополнительной регистрации. Соответственно каждый из разведенных супругов может вступить в новый брак на территории России с соблюдением требований ст. 156 СК РФ. Прежний брак считается прекратившимся с момента вступления решения компетентного органа иностранного государства в законную силу, что должно определяться в соответствии с законодательством государства, компетентный орган которого вынес решение. Вопрос признания решения компетентного органа иностранного государства о расторжении брака на территории Российской Федерации при наличии возражений со стороны заинтересованного лица может быть решен российским судом в порядке, предусмотренном ст. 413 ГПК РФ. Это, в частности, подтверждается разъяснениями Верховного Суда РФ: признание решений иностранных судов о расторжении брака в случае заявления возражений заинтересованных лиц относительно признания такого решения производится в судебном порядке*(379).