Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
1. В части 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями. В основе определения предмета регулирования комментируемого Закона лежит норма п. 1 ст. 10.bis "Недобросовестная конкуренция" Конвенции по охране промышленной собственности (см. введение), согласно которой страны Союза по охране промышленной собственности обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, а также норма п. 1 ст. 10 части первой ГК РФ, в которой наряду с прочим установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комментируемый Закон согласно рассматриваемой норме определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. При этом названы две составляющие мер по защите конкуренции - это предупреждение и пресечение, во-первых, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и, во-вторых, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
Понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены непосредственно в п. 10 и 9 ст. 4 комментируемого Закона соответственно (см. комментарий к указанной статье): монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10); недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9).
Предмет регулирования комментируемого Закона определен в ч. 1 комментируемой статьи практически точно так же, как был определен предмет регулирования Закона 1991 г. о конкуренции в п. 1 его ст. 1. В этом отношении следует отметить, что предмет регулирования Закона о конкуренции финансовых услуг был определен в его ст. 1 как отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Как говорилось во введении, комментируемый Закон заменил собой не только Закон 1991 г. о конкуренции, но и Закон о конкуренции финансовых услуг. Таким образом, предмет регулирования комментируемого Закона в соответствующей части шире, нежели предмет регулирования Закона 1991 г. о конкуренции.
2. Норма ч. 2 комментируемой статьи называет цели комментируемого Закона - это обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В отношении указанных целей, а также мер по их достижению целесообразно привести вводные положения Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р*(10):
политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны;
конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах;
реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(11), в том числе касающихся формирования институциональной среды инновационного развития, снижения инфляции, создания условий для улучшения качества жизни населения и повышения национальной конкурентоспособности, во многом обеспечивается конкурентной политикой.
Как отмечено там же, достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях согласно приложению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.