КРИМИНОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

КРИМИНОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
Криминология, как известно, – общетеоретическая наука о пре­ступности, исследующая личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Одним из объек­тов криминологии являются (наряду с экономическими, социальны­ми, политическими, культурными и т. д.) религиозные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. В течение длительного времени в отечественной криминологии считалось, что преступление – сугубо социальное негативное явление, религиозный и национальный аспект, по сути дела, не учитывался. Это можно объяснить тем, что до последнего времени преступность на почве религиозных конфликтов либо ис­пользование религии для оправдания не только противоправного, но и преступного поведения не было так распространено, как ныне.Экономическая и политическая нестабильность в нашей стране усугубляет межнациональные конфликты, способствует росту этого вида насильственных преступлений в обществе, которые часто при­нимают межконфессиональный характер. Россия – полиэтническая страна, и подобные правонарушения имели место и в прошлом, но если ранее религия способствовала, чаще всего, самоидентификации религиозно-этнической группы, ее ин­теграции и сплочению перед лицом господствующей социальной группы (общины), то в настоящее время очень часто используется для оправдания либо осуждения противоправного или преступного поведения некоторых членов нашего общества.Говоря о религиозных и национальных отношениях с точки зре­ния причин и условий преступности, мы имеем в виду не какие-то особенности религиозной или национальной психологии, а прежде всего социальный статус лиц, не находящих во многих случаях циви­лизованных средств борьбы за свои права.В комплексе причин преступности религиозные и национальные интересы часто отражают противоречия, возникающие между более мелкими группами, составляющими общество. Рост таких противо­речий, их конфликтное углубление могут приводить и приводят к тому, что для определенных групп лиц закон перестает быть зако­ном в плане обязательно-властного веления государства. Подобное поведение характерно не только для исламских фундаменталистов, но и для руководителей ряда религиозных новообразований, полу­чивших в научно-популярной литературе определение «деструктив­ные религии и культы», а также ряда иностранных миссионеров, осу­ществляющих свою деятельность на территории России.Анализируя конкретные правонарушения и преступления, изу­чая личность преступника, криминология призвана дать конкрет­ный материал для последующей работы по предупреждению пре­ступлений. Здесь, важно учитывать мировоззренческие позиции, которые определяют не только общественную направленность лич­ности, ее целеустремленность, но и сказывается на всей совокупно­сти особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам обществен­ного бытия, жизни и деятельности. Личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от его социальной сущности, вне связи со всей системой общественных отношений, в которую он включен. Именно под их воздействием формируется социальный облик пре­ступника как целостное единство конкретного лица с образующими его нравственно-психологическими чертами и свойствами: взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интел­лектуальные и волевые свойства.Нравственно-психологические черты и свойства личности, в том числе и личности преступника, зависят и от его религиозных воззре­ний. В идеологии почти всех религий можно, с одной стороны, най­ти положения не только допускающие, но поощряющие как проти­воправное так и преступное поведение адептов во имя высшей справедливости, с другой – требование полного законопослушания. Поэтому нельзя согласиться с односторонним утверждением, что принадлежность к традиционной религии, в отличие от нетрадици­онной, способно удержать индивида от совершения преступления. С этой точки зрения при изучении личности преступника особое значение имеют два момента. Во-первых, сформированные религи­ей отношения к различным социальным и моральным ценностям и различными сторонами действительности: к трудовым обязаннос­тям, собственности, семье, окружающим и т. д. Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (со­циально полезные и оправданные или социально вредные, неоправ­данные, сформированные опять-таки под влиянием религиозных воззрений) и избираемых способов их удовлетворения (правомер­ные, неправомерные, общественно опасные).Взаимосвязь криминологии и религии ярко проявляет себя в деятельности по предупреждению и пресечению преступности. Осо­бое значение в профилактике правонарушений отводится правоох­ранительным органам. Для предотвращения правонарушений и пре­ступлений на религиозной почве и использования религии в противоправных целях правоохранительными органами выявляют­ся причины нарушения закона, в первую очередь, «О свободе совес­ти и религиозных объединениях» и предлагают устранить их долж­ностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, уже со­вершившей преступление, а также предупреждение рецидива пре­ступлений, осуществляемые правоохранительными органами в ИТУ в последние годы, активно используют гуманистический потенциал современных религий.