СООТНОШЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

СООТНОШЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Социальное отрицание, социальная преемственность и создание новых государственно-правовых институтов выступают в переход­ный период единовременным и взаимосвязанным процессом. Меха­низм преемственности государственно-правовых явлений имеет соб­ственную логику проявления и распространения.Отрицание и преемственность в условиях перехода с необходи­мостью предполагают друг друга, не позволяя абсолютизировать ка­кой-либо из указанных компонентов.Чем ниже уровень преемственности, тем интенсивнее и болез­неннее осуществляется переход. Уровень преемственности государ­ственно-правовых явлений, таким образом, обусловливает степень опасности возникновения глубоких социальных конфликтов и экс­цессов организованного насилия. Чем выше уровень преемственнос­ти, тем более эволюционными и длительными будут переход­ные процессы в государственно-правовой сфере.Государство и право – суть основы, несущие «генетический код» цивилизации. Их существование с момента возникновения не до­пускает перерывов в развитии, какие бы социальные потрясения они не переживали. В процессе смены конституционного строя невоз­можно ликвидировать властеотношения в обществе, отношения соб­ственности, а потому и правовое регулирование как таковое. Следо­вательно, государственная власть и право являются существенными факторами переноса достижений каждой очередной цивилизации в их будущие модели.Процесс осуществления коренных преобразований должен учи­тывать как прогрессивные, так и регрессивные традиции предше­ствующего государственно-правового опыта данной страны. Эти тра­диции в совокупности обусловливают пределы преемственности и возможности данного общества адаптироваться к новому направ­лению развития.Социальное отрицание учитывает дифференциацию государствен­но-правовых институтов по их значению, месту и роли в осуществле­нии регулирования общественной жизни. Отрицание в сфере структу­ры и деятельности государственного аппарата, как правило, предшествует отрицанию в других сферах. В духовной и правовой сферах наблюдается самый низкий уровень преемственности. Таким образом, разноуровневость преемственности применительно к различ­ным сферам государственно-правовой деятельности жизни вызывает диспропорции складывающегося конституционного строя. Искусст­венно сдерживать объективное распространение преемственности в какой-либо сфере недопустимо. Разноуровневость преемственности вызывает разнотемповость преобразований в различных сферах госу­дарства и права. Так, демонтаж старых институтов государства требует большего времени, чем строительство новых. Культурные преобразо­вания вообще хронологически выходят за рамки переходного перио­да, ибо требуют весьма продолжительного времени. Завершенный ха­рактер правовой системы достигается лишь после того, как право зафиксирует итоги коренных преобразований переходности.Чтобы не допускать пробелов в механизме государства, необхо­димо уже на первоначальном этапе перехода перед упразднением старых структур иметь в наличии зачаточные формы новых государ­ственных институтов, сложившихся в недрах старой системы. Зало­гом тому окажется все та же эволюционная, ненасильственная фор­ма перехода.Само же действие механизма преемственности в переходный период зависит от двух основных условий: во-первых, от способа осуществления коренных преобразований, а, во-вторых, от социаль­но-политической ориентации и последовательности социального развития в рамках избранной ориентации. В обстановке радикально­го насильственного преобразования общества отрицание государствен­но-властных учреждений предшествует отрицанию правовых инсти­тутов. Эволюционная же форма преобразовательной деятельности предполагает обратное – демонтаж государственных органов должен быть подготовлен созданием соответствующей правовой базы, что позволит смягчить потенциальное социальное напряжение. Эволю­ционная форма перехода требует широкого использования в каче­стве метода строительства новых органов государства, изменения полномочий соответствующих старых органов.