Налогооблажение



При наличии авансовых платежей по истечении второго срока
уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по оставшемуся третьему
сроку уплаты и через месяц после него.



При начислении авансовых платежей по истечении последнего
срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного
извещения.



В случае привлечения плательщиков к уплате налога за
предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока:
через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после
установленного срока уплаты.



В случае значительного увеличения или уменьшения в течение
года дохода плательщика, по его заявлению налоговый орган производит перерасчет
суммы налога по не наступившим срокам уплаты.



По истечении года налоговым органом исчисляется налог по
совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за
любую выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у
физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей. О всех доходах,
полученных в течение года, плательщик обязан указать в декларации, подаваемой в
налоговый орган. Разница между суммой налога, уплаченной (удержанной) за
отчетный год, и суммой налога с совокупного фактического годового дохода подлежит
взысканию с плательщиков или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июля
года, следующего за отчетным. В связи с этим перерасчет по фактически
полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми
органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.



Среди составов налоговых правонарушений, влекущих применение
финансовых санкций, нет такого состава,- где было бы предусмотрено
несоответствие объявленного предполагаемого совокупного годового дохода и
фактически полученного. При этом не следует забывать, что взыскание недоимок и
штрафов по налогам и другим обязательным платежам производится с физических лиц
только в судебном порядке, что дает гражданам-предпринимателям определенные
гарантии от возможных неправомерных действий налоговых органов. Фактически
можно рекомендовать гражданам-предпринимателям указывать в декларациях о предполагаемом
годовом доходе, например, сумму минимального размера заработной платы.
Думается, что возможность рассчитаться с бюджетом в отношении разницы между
предполагаемым доходом и фактическим 15 июля следующего года представляет для
граждан-предпринимателей определенный интерес.



Обложение подоходным налогом лиц, сдающих имущество в
аренду, осуществляется следующим образом: в случаях, когда договор аренды
заключается с физическим лицом, не занимающимся предпринимательской
деятельностью, суммы арендной платы по договорам, имеющим отношение к основной
деятельности предприятия, включаются в состав рас-ходов за счет чистой прибыли
предприятия. Величина арендной платы определяется по договоренности сторон; для
целей включения произведенных затрат по договорам аренды в издержки
производства и обращения никаких норм не существует.



При заключении договоров аренды с гражданами,
зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического
лица, в договоре аренды должна быть отметка о свидетельстве о регистрации в
качестве предпринимателя, выданном местными органами власти. В договоре аренды
должно быть указано: номер данного свидетельства, дата выдачи, каким органом
местной власти и управления данное свидетельство выдано. По договорам,
заключенным с гражданами, являющимися предпринимателями при выплате
вознаграждения за произведенную работу (оказание услуги), подоходный налог не
удерживается и сведения в налоговую инспекцию о таких выплатах не
представляются. Налогообложение доходов граждан, зарегистрированных в качестве
предпринимателей без образования юридического лица, производится налоговым
органом по месту их жительства либо, если место деятельности и место жительства
не совпадают, то по месту осуществления их деятельности, на основании
деклараций, подаваемых этими гражданами. Если гражданин не зарегистрирован в
качестве предпринимателя, то в этом случае предприятие, выплачивающее доход, обязано
удержать налог по установленным ставкам с этого дохода, а также сообщить в
налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию о величине
выплаченного дохода, величине дохода, с которого удержан подоходный налог, и
сумме подоходного налога. В совокупный доход гражданина арендодателя включается
арендная плата, размер которой определяется договором аренды по соглашению
сторон. В случае ремонта арендатором объекта аренды (если это не запрещено
договором арен- ды) вне зависимости от размера затрат, стоимость произведенного
ремонта в совокупный налогооблагаемый доход арендодателя не включается, так как
в соответствии с Законом РФ о подоходном налоге с. физических лиц арендодатель
в данном случае не получает дохода ни в денежной, ни в натуральной форме.



Граждане, сдавшие свое имущество в аренду, обязаны в любом
случае подать декларацию в налоговый орган по месту постоянного места
жительства, независимо от суммы, полученной в качестве арендной платы.



Однако, в случае, если субъектами договора являются только
граждане и они по своему добровольному волеизъявлению сами не зарегистрировали
договор в нотариальных или иных регистрирующих органах, информация о заключении
такого договора практически недоступна налоговой инспекции.



О налогообложении граждан, осуществляющих продажу
принадлежащего им на праве собственности имущества, говорилось выше, среди
перечня исключений из налогооблагаемого дохода работающих граждан. То же самое
относится и к гражданам неработающим, и к предпринимателям, осуществляющим свою
деятельность без образования юридического лица.



В случае же заключения между гражданами договора мены в
соответствии с разъяснениями письма Госналогслужбы РФ от 28 сентября 1993 г. №
НП-6-03/333 плательщиками подоходного налога являются оба участника договора.
Основывается это положение на нормах гражданского законодательства о том, что
каждый из участвующих в договоре мены считается одновременно продавцом
принадлежащего ему на праве собственности имущества, которое он обменивает, и
покупателем имущества, которое он получает. Исходя из этого каждый участник для
законодателя является получателем дохода, а следовательно, и плательщиком
налога. При этом действует положение об исключении из налогооблагаемой базы
суммы в размере пятитысячекратного минимального размера оплаты труда для
недвижимости, автомобилей, произведений искусства и драгоценностей и
тысячекратного минимального размера оплаты труда для прочего имущества.



В заключение обзора действующего порядка обложения граждан
подоходным налогом необходимо сказать о процедуре декларирования доходов и
ответственности налогоплательщиков.



Практика декларирования доходов широко распространена в мире
и, по мнению профессионалов, дает неплохие результаты по учету всех
налогоплательщиков и их доходов, усилению контроля.



В Российской Федерации процедура декларирования гражданами
своих доходов регулируется Законом РФ о подоходном налоге с физических лиц от
07.02.91 в редакции изменений от 23.12.94, Инструкцией Госналогслужбы РФ № 8
«По применению Закона РФ о подоходном налоге с физических лиц» от 20.03.92 в
редакции изменений от 09.12.94, Методическим пособием по заполнению декларации
о совокупном годовом доходе Госналогслужбы РФ.



Прежде всего следует остановиться на людях, которые согласно
законодательству вообще не обязаны подавать декларацию.



От предоставления декларации в налоговые органы
освобождаются физические лица, имевшие в календарном году доход только от
выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), а
также граждане, которые в отчетном году получили из всех источников совокупный
налогооблагаемый доход в размере или менее суммы, облагаемой по минимальной
ставке налога. В 1994 г. такая сумма дохода составляла 10 000 000 р.



Все граждане, не попадающие под эти две категории обязаны
декларировать свои доходы в налоговых органах.



Физические лица, зарегистрированные в качестве
предпринимателей без образования юридического лица, подают в налоговый орган
декларацию независимо от размера полученного дохода.



При наличии в налоговом органе сведений о получении
гражданином доходов не по месту основной работы в размере менее 10 000 000 р.
за 1994 год налоговый орган вправе получить от этого гражданина с его согласия
справку с места основной работы о доходах, полученных им по основному месту
работы за отчетный год.



Налогоплательщик должен сам побеспокоиться о получении
бланка декларации, для этого он может самостоятельно обратиться в налоговый
орган по месту своего жительства или консультационный орган при этой налоговой
инспекции, где ему должен быть выдан бланк декларации бесплатно.



При наличии у налоговых органов сведений о налогооблагаемом
доходе гражданина свыше суммы дохода, облагаемого по минимальной ставке,
одновременно с напоминанием о необходимости предоставления декларации они
направляют ему бланк декларации.



В I разделе декларации в графе 3 п. 1, в графе 3 п. 2, в
графе 2 п. 3, графе 2 п. 4 и графах 3 и 4 в обязательном порядке указывается
сумма начисленного дохода, а не выплаченного или полученного дохода.



Налогоплательщик может самостоятельно определить сумму
начисленного дохода не по основному месту работы, для этого необходимо
произвести следующие арифметические действия:



1.       Сумму дохода,
полученного «чистыми» и не превышающего в 1993 г. 10 ООО ООО р., необходимо
разделить на 88% и умножить на 100%.



2.       Полученная
сумма делится, на 99% и умножается на 100%. Данная сумма и является начисленным
доходом.



По месту основной работы сведения следует брать в
бухгалтерии предприятия. Самостоятельный подсчет здесь может быть затруднен, т.
к. бухгалтерия из начисленной суммы исключает еще и количество минимальных
размеров заработной платы, которое является индивидуальным для каждого
гражданина в зависимости от количества у него несовершеннолетних детей,
иждивенцев, наличия льгот, предусмотренных Инструкцией.



Суммы на содержание детей, подлежащих исключению из
налогооблагаемого дохода, исключаются у каждого их супругов.



Декларация о совокупном годовом доходе должна быть заполнена
чернилами либо шариковой ручкой и подписана налогоплательщиком. Исправления указанных
в декларации сведений, не оговоренных подписью ответчика, не допускаются.



В случае, если в течение отчетного года у ответчика
изменился адрес жительства, в декларации указывается адрес жительства на момент
подачи декларации. Налоговый орган запрашивает данные на плательщика у
налогового органа по прежнему месту жительства в течение 5 дней с момента
подачи декларации. Исполнение запроса осуществляется также в 5-дневный срок с
момента получения.



Для лиц, заполняющих п. 2 раздела I декларации обращается
внимание, что под договорами гражданско-правового характера понимаются: договор
подряда, договор поручения, договор перевозки, трудовое соглашение.



Графа 2 п. 2 раздела I декларации заполняется только тогда,
когда у гражданина в течение периода получения дохода не имелось основного
места работы.



В графе 5 п. 4 раздела I декларации указывается исчисленная
налоговым органом авансовая сумма налога, а не фактически уплаченная в течение
года самостоятельно плательщиком сумма налога.



В целях исключения повторного налогообложения доходов, не
удерживается у источника выплаты налог с дохода, выплачиваемого
гражданам-предпринимателям при предъявлении ими документа (свидетельства о
государственной регистрации в качестве предпринимателя), подтверждающего, что
по доходам от этой деятельности они учтены налоговым органом.



Доходы от сдачи в аренду имущества указываются гражданами
также п. 4 раздела I декларации.



В случае, если при заполнении раздела I декларации из-за
большого числа источников получения доходов не будет хватать строк для записи
сведений, то необходимо эти сведения указать на дополнительном листе. При этом
дополнительный лист должен быть подписан налогоплательщиком, а в конце
соответствующей таблички декларации делается запись «Смотри продолжение».



При представлении декларации в налоговый орган, а также в
случае проверки налоговым органом достоверности указанных сведений
налогоплательщик обязан представить необходимые документы, подтверждающие право
на вычеты, указанные в разделе II декларации.



Перед тем, как заполнить данные раздела III декларации
целесообразно произвести расчет, поскольку сведения, вносимые в раздел III,
определяются расчетным путем в разделе IV декларации.



Разница между исчисленной суммой налога и суммами налога,
перечисленными в течение года в бюджет или возврату им из бюджета не позднее 15
июля года, следующего за отчетным. При этом доплата в бюджет производится на
основании платёжного извещения, вручаемого налогоплательщику налоговым органом.
Возврат из бюджета сумм уплаченного налога производится налоговым органом, а
при наличии заявления граждан может засчитываться в счет исчисленных авансовых
платежей налога на следующий год.



Сумма предполагаемого совокупного дохода на следующий год, с
которого будет исчисляться налог и указанная в строке 9 расчета должна быть
записана во втором абзаце раздела III декларации.



В случае появления в течение года источников доходов,
указываемых в п. 4 раздела I декларации, граждане обязаны подать декларацию в
налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления такого
источника. При этом в п. 4 раздела I декларации указывается размер дохода,
полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до
конца года (второй абзац III раздела). В случае прекращения существования
источника такого дохода до конца текущего года декларация подается в
пятидневный срок со дня прекращения его существования.