Налогооблажение



НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ



Хорошо известно, что нынешнее состояние законодательства,
регулирующего налогообложение, весьма далеко от совершенства. Только
налогообложение физических лиц в настоящее время регулируется примерно 150
нормативными актами, среди которых и законы, и указы президента, и
постановления правительства, и письма, и инструкции Госналогслужбы.



Рядовой налогоплательщик практически лишен возможности
ознакомиться с этим нормативным массивом, особенно с внутренними ведомственными
актами Госналогслужбы, и поэтому нередко оказывается в бесправном положении.



Настоящая глава призвана ознакомить читателя с действующим в
настоящее время порядком налогообложения физических лиц и дать некоторые
рекомендации, касающиеся оптимизации и минимизации налогообложения. Ниже будут
рассмотрены подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство и
дарение, а также некоторые другие налоги, уплачиваемые в бюджет физическими
лицами.



1. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ



Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход
физических лиц, полученный ими как в денежной, так и в натуральной форме. У
граждан, работающих на предприятиях любых организационно-правовых форм, при



начислении заработной платы бухгалтерия ежемесячно
осуществляет исчисление суммы налога с заработной платы и перечисление его в
бюджет, выдавая на руки денежные средства уже без учета суммы налога, в
просторечии — «чистыми». Обложению налогом подлежат все виды вознаграждений за
выполнение трудовых обязанностей, включая премии, выплаты по гражданско-правовым
договорам и т. п. Сумма подлежащего налогообложению дохода уменьшается на
установленный законодательством Российской Федерации минимальный месячный размер
оплаты труда, взноса в Пенсионный фонд Российской Федераций в размере 1 % от
начисленной к оплате труда сумме и сумму расходов на содержание детей и
иждивенцев, перечисленных в соответствующих пунктах инструкции о подоходном
налоге (инвалиды, нетрудоспособные граждане и т. п.). У предпринимателей без
образования юридического лица взнос в Пенсионный фонд, на который уменьшается
налогооблагаемая база, составляет 5 %. Налог удерживается с учетом сумм,
удержанных в предыдущие месяцы по прогрессивной шкале, которая в редакции
Федерального закона от 23.12.94 о внесении изменений и дополнений в Закон о
подоходном налоге в отношении сумм, полученных гражданами в 1994 г. выглядит
следующим образом:



Совокупный доход Ставка
налога



до 10 ООО ООО     12%



от 10 ООО 001 до 50 000 000 1 200 000 + 20% с



суммы, превышающей 10 000 000



свыше 50 000 000  9 200
000 + 30% с



суммы, превышающей 50 000 000



Удержание налога производится с полного дохода, Т: е. со
всей суммы, причитающейся гражданину. Перечисление гражданином из этого дохода
каких-либо сумм самостоятельно либо по распоряжению судебных органов не
уменьшает налогооблагаемую базу для исчисления суммы налога.



Исключение составляют взносы на благотворительность, на
нужды культуры, здравоохранения и т. п. Обращается внимание читателя на то, что
вопреки распространенному заблуждению, из под налогообложения освобождается не
вся сумма дохода гражданина, осуществившего взнос на благотворительность, а
лишь собственно сумма такого взноса.



Доходы, полученные в натуральной форме, согласно Инструкции
Госналогслужбы № 8 от 20 марта 1992 г. (далее Инструкция), учитываются в
составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а
при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. В
случае отпуска предприятиями своим работникам продукции собственного
производства эта продукция оценивается по ценам, обычно применяемым для отпуска
потребителям.



Когда предприятие отпускает продукцию собственного
производства безвозмездно или же по цене более низкой по сравнению с ценой
отпуска на сторону, разница в ценах рассматривается налоговыми органами как
доход гражданина, подлежащий включению в совокупный.



Если эти суммы не будут своевременно удержаны у граждан
бухгалтерией, они взыскиваются с предприятия в бесспорном порядке с наложением
штрафа в размере 10 %, а в случае удержания, но несвоевременного перечисления

налога в бюджет пени в размере 0, 5 % с указанных сумм за каждый день
просрочки.



Но если бремя уплаты в бюджет штрафных санкций за
несвоевременно удержанные с граждан налоги лежит на предприятиях, то суммы
налога, не удержанные или удержанные с граждан не полностью, взыскиваются с них
предприятиями ежемесячно до полного погашения задолженности, при этом общая
сумма удержаний из дохода гражданина не должна превышать 50 % его месячного
дохода.



При невозможности взыскания с гражданина (увольнение и т.
п.) или в случаях, когда заведомо известно, что взыскание задолженности может
быть осуществлено в течение многих лет, предприятия обязаны в течение месяца сообщить
о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. После
получения сообщения предприятия налоговая инспекция вручает гражданину
платежное извещение, по получении которого он обязан погасить задолженность.
Погашение производится двумя платежами: первый — через месяц после выписки
извещения, второй — через три месяца после первого платежа. По заявлению
гражданина ему может быть предоставлена годовая рассрочка или отсрочка уплаты
суммы налога с начислением на нее процентов в размере половины ставки на
срочные вклады, действующей в сберегательном банке.



В отношении импортных товаров, приобретенных за счет средств
предприятия, существует аналогичное положение. Только здесь вместо
себестоимости критерием, ниже которого нельзя опускаться при выдаче товаров
гражданам в качестве оплаты за труд, является «рыночная цена товара», которая
складывается из суммы, уплаченной предприятием по контракту, сборов за
таможенное оформление, транспортных расходов, прочих расходов (погрузочно-разгрузочные
работы и т. д.), а также иных факторов, например, качества товаров, стоимости
аналогичных отечественных товаров и т. п. Такое положение фактически позволяет
сотрудникам налоговых инспекций оценивать такие товары субъективно.



Поэтому, прежде чем согласиться или же, как нередко бывает
на собраниях трудовых коллективов требовать в качестве оплаты за труд передачи
товаров или продукции по себестоимости, гражданам следует не забывать о
существовании налоговой инспекции, которая в случае нарушения положений закона
может создать проблемы как администрации предприятия, так и его сотрудникам.



Возвращаясь к шкале налогообложения граждан можно прийти к
выводу — официальная выплата высокой заработной платы сотрудникам не выгодна ни
предприятию, которому, помимо самой зарплаты, приходится выплачивать в бюджет
еще около 40% от ее суммы за превышение фонда оплаты труда, ни
налогоплательщику, который может попасть под прогрессивную шкалу. Одним из
легальных способов сэкономить средства предприятия и сотрудника является оформление
заработной платы через краткосрочное страхование жизни сотрудников предприятий.



Экономия средств происходит следующим образом: предприятие
оформляет договоры страхования жизни на своих работников и перечисляет
страховой компании определенную сумму. С истечением срока действия договора
страховая компания переводит деньги на счета сотрудников. Уплата подоходного
налога, которым облагаются такие операции и передача в налоговую инспекцию
сведений о сделанных выплатах — дело страховой компании. Разумеется, сумму
подоходного налога страховщик удерживает с клиента, т. е. с предприятия. Не
исключено, что после подачи сведений в налоговую инспекцию доходы
застрахованного вместе с официальной заработной платой могут попасть под
прогрессивное налогообложение. Учитывая эти обстоятельства, страховые компании
обычно рекомендуют составлять договор страхования таким образом, чтобы его
окончание приходилось на начало следующего года. В этом случае доход по
договору страхования возникнет у застрахованного лица в будущем году, а
прогрессивный налог ему придется платить еще через год. Естественно, что если,
к сожалению, наступит страховой случай, сумма подоходного налога с гражданина
удерживаться не будет.



Данная схема позволяет предприятиям экономить на выплатах за
превышение фонда оплаты труда, а налогоплательщикам дает возможность переносить
сроки уплаты подоходного налога, что является неоспоримым преимуществом в
условиях инфляции.



Иным выходом ухода от уплаты подоходного налога в бюджет
является выдача предприятиями своим работникам беспроцентных ссуд. Ссуда есть
ни что иное, как договор займа, по которому заимодавец передает заемщику в
собственность деньги или вещи, а заемщик обязуется своевременно возвратить
такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. В
договоре займа должны быть оговорены сроки его возврата и порядок платежа.
Действующим законодательством обложение подоходным налогом выданных займов не
предусмотрено.



Выданный займ будет облагаться подоходным налогом только в
случае его невозврата в оговоренные сроки или в случае прощения этого долга
организацией. В этом случае он будет расцениваться как материальная помощь и
включаться в налогооблагаемый доход работника. В этой ситуа-ции наблюдается еще
один спорный момент: время, когда выданная ссуда может считаться доходом
работника. Однозначного ответа на то, считается ли этим моментом истечение
срока, на который выдана ссуда, или же истечение 3-х летнего срока исковой
давности, по истечении которого организация утрачивает право обратиться в суд
за возвратом суммы долга, действующее законодательство дать не может.



Однако следует заметить, что использование данной схемы как
системы неизбежно привлечет пристальное внимание налоговых органов как к
предприятию, так и к самому налогоплательщику.



Согласно Инструкции, помимо заработной платы и выплат по
гражданско-правовым договорам, в состав совокупного дохода граждан также
включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями,
учреждениями и организациями персонально своим работникам, в частности, оплата
стоимости:



—      коммунально-бытовых
услуг;



—      разного рода
абонементов, подписки на газеты, журналы и книги;



—      питания;



—      лечения, кроме
сумм полной или частичной оплаты предприятиями, учреждениями и организациями
стоимости амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих
работников, а также расходов на лечение и медицинское обслуживание инвалидов,
как работающих, так и не работающих на данном предприятии. В соответствии с
письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20 января 1995 г. №
4-4-06 предусмотрено полное освобождение от налога сумм, уплаченных
предприятиями, учреждениями и организациями стоимости амбулаторного или
стационарного медицинского обслуживания своих работников и членов их семей, независимо
от того, за счет каких средств производится их выплата. В случае, если
работнику для оказания медицинской услуги денежные средства выданы наличными,
то факт их использования по назначению должен быть подтвержден соответствующим
документом медицинского учреждения. В противном случае эта сумма включается в
его совокупный облагаемый доход.



Однако следует добавить, что в данном случае речь идет лишь
о суммах, непосредственно перечисляемых предприятиями за амбулаторное или
стационарное лечение. Если же предприятие за счет своих средств осуществляет
страховые выплаты по договорам добровольного медицинского страхования или
оплачивает стоимость лечения работника, кроМе амбулаторного или стационарного
обслуживания, перечисленные по этим основаниям средства включаются в совокупный
доход работника и соответственно облагаются подоходным налогом;



—      возмещения платы
родителей за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, за
исключением случаев, когда предприятие само имеет долевое участие в детском
дошкольном учреждении или же когда оплачивается не содержание детей конкретных
сотрудников, .а определенное количество мест в детских дошкольных учреждениях;



—      проезда к месту
работы и обратно (за некоторыми исключениями: краткосрочные командировки, отдельные
категории работников);



—      путевок на
лечение и отдых, кроме полной или частичной оплаты своим работникам или за них,
в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для членов их
семей в детские и другие оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные
учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также
суммы, уплаченные за инвалидов, как работающих, так и не работающих на данных
предприятиях, в учреждениях и организациях, в порядке полной или частичной
оплаты путевок в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме этого,
средства, направленные на отдых и лечение профсоюзными организациями, не
включаются в состав облагаемого совокупного дохода граждан.



В случае, если предприятия, учреждения и организации перечисляют
собственные средства на счета профсоюзных организаций, а те в свою очередь за
счет этих средств производят выплату конкретным гражданам или выплачивают За
конкретных граждан суммы в оплату указанных в настоящем пункте целей, то с
таких сумм профсоюзные органы удерживают налог как с доходов, выплаченных не по
месту основной работы, и сообщают об этом в налоговый орган по месту своего
нахождения;



—      единовременных
пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.



В случае ликвидации (реорганизации) предприятии при
осуществлении распределения имущества (как в денежной, так и в натуральной
форме) между гражданами, сумма стоимости имущества, приходящегося на долю
каждого гражданина, включается в состав совокупного дохода этого гражданина.