Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Юридическая энциклопедия » Общая информация » Защита прав потребителей




Защита прав потребителей

 



СУДЕБНЫЕ СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 



В соответствии со ст. 16 Закона о защите прав потребителей,
защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по
месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту
причинения вреда. Выбор — куда обратиться в суд с иском принадлежит
потребителю, он не имеет права одновременно обратиться с иском в несколько
судов, которым в альтернативном порядке подсуден его иск.



Потребители по искам, связанным с нарушением их прав,
освобождаются от уплаты государственной пошлины. Истцы освобождаются от уплаты
государственной пошлины как при подаче искового заявления, так и при обращении
с кассационной жалобой на предмет проверки законности и обоснованности
вынесенного по делу решения. При обращении потребителя с жалобой в порядке
надзора на решение суда государственная пошлина также не взыскивается.



По просьбе истца (потребителя) при удовлетворении иска ему
могут быть возмещены расходы по выплате помощи адвоката.



В соответствии со ст. 91 ГПК РСФСР стороне, в пользу которой
состоялось решение, другая сторона возмещает расходы по оплате помощи адвоката,
участвующего в деле, в размере до 5% от удовлетворенной части исковых
требований или от части исковых требований, в которых судом отказано в иске, но
не выше установленной таксы.



Обращение за защитой прав потребителя предполагает подачу
искового заявления в суд. Исковое заявление составляется в письменной форме. В
соответствии со ст. 126 ГПК РСФСР, исковое заявление должно содержать следующие
обязательные реквизиты:



1)      наименование
суда, в который подается заявление;



2)      фамилию, имя,
отчество потребителя — истца, его место жительства, если заявление подается
представителем, его наименование и адрес;



3)      наименование
(если гражданин-предприниматель — фамилия, имя, отчество) ответчика, его место
нахождения (адрес);



4)      обстоятельства,
которыми потребитель обосновывает свое требование, и доказательства,
подтверждающие изложенные им доказательства;



5)      требования
потребителя;



6)      цену иска, если
иск подлежит оценке;



7)      перечень
прилагаемых к заявлению документов.



Исковое заявление подписывается потребителем или его



представителем. К исковому заявлению, поданному
потребителем, прикладывается доверенность или иной документ, удостоверяющий его
полномочия.



Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу
ответчиков.



Вопрос о принятии искового заявления судья решает
единолично. Отказ в принятии искового заявления может лишь последовать по
основаниям, предусмотренным ст. 129 ГПК РСФСР.



Определение судьи об отказе в принятии искового заявления
может быть обжаловано потребителем в вышестоящий суд в кассационном или
надзорном порядке.



Обратившись в суд с иском, потребитель, как сторона по делу,
пользуется широкими процессуальными правами.



Он вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из
них, снимать копии, заявлять отводы судьям, эксперту, секретарю судебного
заседания, представлять доказательства, участвовать в исследовании
доказательств, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять
ходатайства, давать объяснения суду, высказывать свои доводы и соображения по
всем вопросам, возникшим в ходе судебного разбирательства, возражать против
ходатайств, заключать мировое соглашение, отказываться от иска, обжаловать
решение или определение суда в кассационном или надзорном порядке.



В соответствии со ст. 282 ГПК РСФСР обжаловать решение в
кассационном порядке вправе истец-потребитель, ответчик, другие лица,
участвующие в деле. Представитель истца может принести кассационную жалобу на
решение при условии, что он имеет на это полномочие от своего доверителя.



В соответствии со ст. 284 ГПК жалоба подается в
десятидневный срок с момента вынесения решения через районный суд, вынесший
решение.



Жалоба, поданная с пропуском установленного срока, остается
без рассмотрения и возвращается подавшему ее лицу.



Кассационная жалоба в соответствии со ст. 286 ГПК РСФСР,
должна содержать:



1.       Наименование
суда, которому адресуется жалоба.



2.       Фамилию, имя,
отчество лица, наименование юридического лица, подающего жалобу.



3.       Указание на
решение, которое обжалуется, и суд, принявший данное решение.



4.       Указание на
то, в чем заключается неправильность решения и просьбу лица, подающего жалобу.



5.       Перечень
прилагаемых к жалобе письменных материалов.



Кассационная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или
его представителем.



Жалоба должна быть представлена с копиями по числу
участвующих в деле лиц.



В случае, когда кассационная инстанция оставила решение суда
без изменения, потребитель подает жалобу в порядке надзора в вышестоящий суд. К
жалобе приобщаются надлежаще заверенная копия решения районного суда и
определение судебной коллегии; сроком на подачу надзорной жалобы заявитель не
ограничен.



Решение, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено
по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не были и не могли быть известны
заявителю при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Исчерпывающий перечень
оснований для пересмотра решения суда установлен ст. 333 ГПК РСФСР.



Заявление о пересмотре может быть подано участвующими в
деле. Наделен таким правом и прокурор. Заявление подается в суд, вынесший
решение. Этим же судом решение пересматривается при наличии вновь открывшихся
обстоятельств.



Подача заявления истцом и другими участвующими лицами
ограничена трехмесячным сроком со дня установления обстоятельств, которые
служат основанием для пересмотра. На действия прокурора трехмесячный срок не
распространяется.



 



ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ



Основные понятия, применяемые в настоящем Законе



Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между
потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на
приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их
жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их
изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей,
государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные
организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.



Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:



—      потребитель —
гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение
приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд;



—      изготовитель —
предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие
товары для реализации;



—      исполнитель —
предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие
работы или оказывающие услуги;



—      продавец —
предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие
товары по договору купли-про- дажи,-



—      стандарт —
государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и
правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров
(работ, услуг);



—      обязательная
сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара
(работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;



—      недостаток —
отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям
стандартов, условиям договоров либо обычно предъявленным требованиям, а также
информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем
(исполнителем, продавцом);



— существенный недостаток — недостаток, который делает
невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в
соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устранен в отношении
данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и
времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено договором,
либо проявляется вновь после его устранения.



РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



СТАТЬЯ 1. Законодательство о защите прав потребителей



1.       Законодательство
Российской Федерации о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона и
издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Российской
Федерации.



2.       Правительство
Российской Федерации вправе регулировать отношения по защите прав потребителей
только в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не вправе поручать министерствам и
ведомствам принимать нормативные акты по защите прав потребителей.



3 . При регулировании отношений по защите прав потребителей
законодательством республик в составе Российской Федерации нормы этого
законодательства не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их
зашиты, установленные настоящим Законом.



СТАТЬЯ 2. Применение законодательства о защите прав
потребителей одной республики в составе Российской Федерации на территории другой
республики в составе Российской Федерации



1.       Законодательство
о защите прав потребителей одной республики в составе Российской Федерации
применяется на территории другой республики в составе Российской Федерации
согласно следующим правилам:



К отношениям, возникающим при причинении потребителям вреда
и при осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется
закон места рассмотрения спора, а по ходатайству -потребителя — закон места
причинения вреда.



К отношениям, основывающимся на иных предусмотренных
законодательством правах потребителей, применяется закон места приобретения
товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено соглашением между
потребителем и продавцом (исполнителем).



2.       Если
межреспубликанским соглашением предусмотрены иные правила применения законодательства
одной республики в составе Российской Федерации на территории другой республики
в составе Российской Федерации, применяются правила межреспубликанского соглашения
.



СТАТЬЯ 3. Международные договоры



 



Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила о защите прав потребителей, применяются правила
международного договора. 



СТАТЬЯ 4. Качество товара (работы, услуги)



Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать
потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу) ,
соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям
договора, обычно предъявленным требованиям, а также информации о товарах
(работах, ус- .лугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).



Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность
использования товара (результатов выполненной роботы) по назначению в течение
срока их службы, установленного им самим или по соглашению с потребителем, а
если срок службы не установлен — в течение десяти лет. Изготовитель обязан
обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение
всего срока его производства, а после снятия товара с производства — в течение
сроков, указанных в части второй настоящей статьи.








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.