Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Юридическая энциклопедия » Общая информация » Защита прав потребителей




Защита прав потребителей

 



ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЕ    



Изготовитель обязан довести до сведения потребителя
наименование своего предприятия и его местонахождение. Указанная информация
должна содержаться в производственной марке либо предоставляться иным способом.



Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов
обслуживания обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их
деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, и информацию о режиме
работы. Предприятия обязаны на вывеске указывать их юридический адрес (место
нахождения их собственника).



Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов
обслуживания обязаны информировать потребителей о применяемых ими правилах
реализации товаров.



Торговое предприятие и предприятие бытового обслуживания
должны предоставить потребителю информацию о режиме своей работы, т. е.
сообщить время начала и окончания работы, время перерыва, дни недели, когда они
работают, и выходные дни. Потребитель вправе требовать, чтобы режим работы
соответствовал объявленному.



Под производственной маркой понимается помещаемая на товаре
(его упаковке или ярлыке, прикрепленном на товаре), информация, которая, помимо
указанных сведений представляет сведения о государственном стандарте, качестве
товара, его сортности.



Производственная марка должна содержать товарный знак.
Товарный знак — это оригинально оформленное художественное изображение, которое
может включить наименование предприятия, сочетание слов, букв, рисунков,
графическое изображение и т. п. . Товарный знак изготовителя позволяет отличить
товар одного изготовителя от других товаров.



Вывеска торгового предприятия И предприятия бытового
обслуживания может содержать соответственно торговый знак (торговую марку) и
знаки обслуживания, которые помещаются на изделиях, изготовленных предприятием
сферы обслуживания, а торговые знаки — на упаковке товара.



ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ О ТОВАРЕ (РАБОТЕ, УСЛУГЕ)    



В соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей,
изготовитель (исполнитель, продавец) должен предоставить потребителю
информацию, которая содержит четкое представление о свойствах товара, его
качестве, правилах пользования и хранения, выполнения работ (оказания услуг).



Под своевременностью информации понимается предоставление
необходимых и достоверных сведений до или при заключении договора
купли-продажи, на выполнение работы (оказание услуги).



К общим требованиям, предъявляемым к товару, относятся:



—      наименование
(номер) государственного стандарта, которым определяются обязательные
требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья потребителей;



—      цена и условия
приобретения товаров;



—      правила и
условия эффективного и безопасного пользования товарами, адреса изготовителя
(исполнителя, продавца) и предприятий, уполномоченных им на принятие претензий
от потребителя;



—      если товары
подлежат сертификации, должен быть указан сертификат.



Информация о продуктах питания, помимо указанной выше,
должна содержать:



—      сведения о
составе (включая перечень использованных в процессе их изготовления иных
продуктов питания и пищевых добавок);



—      весе;



—      объеме;



—      калорийности;



—      содержания
вредных для здоровья веществ (если таковые имеются) в сравнении с обязательными
требованиями по обеспечению безопасности жизни и здоровья, установленными в
государственных стандартах.



Для продуктов питания утверждаются допустимые нормы
содержания в них вредных для здоровья веществ, например нитратов.



Если потребительские свойства продуктов питания могут
ухудшаться с течением времени или по прошествии определенного периода времени
они могут стать опасными для жизни и здоровья потребителей, на упаковке товара
должны указываться срок годности и правила его хранения.



Правила хранения определяются сроком, в течение которого они
могут храниться без изменения потребительских свойств, и условиями хранения.
Например: «Хранить в темном и прохладном месте», «Срок хранения 6 мес. при
температуре 10°».



Информация о непродовольственных товарах должна содержать:



—      перечень
основных потребительских свойств товара;



—      гарантийные
обязательства изготовителя,,, если на товар установлен гарантийный срок;



—      срок службы или
годности и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении срока
службы, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;



—      правила
пользования, хранения и транспортирования;



—      адреса
предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание.



< В некоторых случаях для обеспечения здоровья потребителей,
сохранения потребительских свойств товаров необходимо соблюдение специальных
правил — правил пользования, хранения и транспортировки, которые доводятся до
сведения потребителя. Правила оформляются в виде предписаний: «Беречь от огня»,
«Хранить в закрытом виде» и т, д.



Информация о работах (услугах) должна содержать:



—      основные
потребительские свойства работы (услуги);



—      гарантийные
обязательство исполнителя;



—      срок службы,
установленный на результат работы, если в процессе ее выполнения создается
предмет, предназначенный для длительного пользования, а также сведения о
необходимых действиях по истечении срока службы и возможных последствиях при их
невыполнении.



Если предоставление недостоверной или недостаточно полной
информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе,
продавце) повлекло:



—      приобретение
товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами —
он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;



—      невозможность
использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению —
потребитель вправе потребовать предоставления в разумно короткий срок
надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет
представлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения
причиненных ему убытков;



—      причинение вреда
жизни, здоровью и имуществу потребителя — он вправе предъявить продавцу
(изготовителю, исполнителю) требования о возмещении вреда в пол



ном объеме, а также потребовать возмещения убытков,
причиненных природным объектам, находящимся во владении потребителя на праве
собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным законом или договором.



Где и кому предъявляются требования по качеству товара



Потребитель может предъявить требования либо по месту
покупки, либо по месту своего жительства. Под местом покупки понимается то
торговое предприятие — продавец, где был приобретен товар. Под местом
жительства (нахождения) потребителя имеется в виду населенный пункт, где он
проживает, находится на отдыхе, в командировке, проездом и т. п.



Продавец должен информировать потребителя о местонахождении
других торговых предприятий, которым могут быть предъявлены требования по
поводу качества реализуемых им товаров.



Потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю)
требования не на весь объем убытков, а лишь, допустим, требования о
безвозмездном устранении недостатков или возмещения своих расходов по их
устранению, либо замене товара.



Закон о защите прав потребителей не устанавливает
обязательного претензионного (досудебного) порядка требований: о безвозмездном
устранении недостатков товара или Возмещения расходов на исправление
недостатков потребителем либо третьих лиц, соразмерно уменьшения покупной цены,
замены на товар аналогичной марки, расторжения договора и возмещения убытков.



При предъявлении требования по качеству товара потребитель
должен представить продавцу сам товар, товарный (кассовый) чек, а по товарам,
по которым установлены гарантийные сроки — технический паспорт с гарантийными
обязательствами изготовителя или иной заменяющий его документ (п. 2 ст. 17
Закона о защите прав потребителей).



Предъявляя требования недостатков либо им самим, либо
третьим лицом и убытков, причиненных вследствие расторжения договора, потребитель
обязан предоставить расчет расходов (убытков) и документы, подтверждающие размер.



Доставка товара для уценки, замены и устранения недостатков
и возврат его потребителю осуществляется за счет продавца (изготовителя) (п. 2
ст. 17 Закона).



Указанное правило распространяется не на все товары, а лишь
на крупногабаритные или тяжелые (весом более 5 кг), перевозка которых силами
потребителя затруднена. Однако это не означает, что все остальные товары должны
доставляться за счет потребителя. Потребитель своими силами может доставить
товар, но его расходы по перевозке, которые представляют убытки, подлежат
возмещению продавцом, которым товар доставлялся.








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.