Поиск по сайту :

 
НАВИГАЦИЯ  



Финансовые рынки



Популярные статьи
 


» Юридическая энциклопедия » Общая информация » Трудовое право




Трудовое право

 



ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦА  



Вопросы занятости и трудоустройства населения определены
Законом РФ о занятости населения в РСФСР от 19 апреля 1991 г. (с изменениями и
дополнениями от 15 июля 1992 г)



Занятостью признается любая деятельность граждан, связанная
с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству. Лица, не участвующие в трудовой и иной деятельности,
включаемой в занятость населения (например, обучение в учебных заведениях и т.
д.) не могут быть привлечены к ответственности. В этом также проявляется
свобода личности и свобода труда. В узком смысле слова занятость представляет
собой трудовую деятельность в той. или иной форме в рамках действия норм
трудового права. К ней относится работа по трудовому договору (контракту),
включая временную, сезонную работу, работу на дому, на условиях неполного
рабочего времени и другие виды оплачиваемых работ. Особенностью данного
понимания занятости является тот факт, что временное отсутствие работника на
работе в связи с его нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации,
приостановкой производства и иными причинами не прерывает состояния занятости
работника. Время занятости работника по действующему законодательству
включается в его трудовой стаж. Трудовой стаж, в свою очередь, дает право на
получение пособий по временной нетрудоспособности, пенсий, а также иных пособий,
компенсаций и льгот, установленных законодательством.



К незанятому населению относятся: несовершеннолетние
граждане, неработающие пенсионеры и инвалиды, трудоспособные граждане,
находящиеся в трудоспособном возрасте, но не занятые никакой общественно
полезной деятельностью. К последним относятся как лица, способные к труду, но
не желающие трудиться (в том числе бомжи, наркоманы, рэкетиры и другие), так и
граждане, ранее работавшие и высвобожденные с предприятий, учреждений,
организаций или прошедшие обучение и ищущие работу.



Порядок и условия признания граждан безработными определены
ст. 3 Закона о занятости. В соответствии с ней безработными признаются
трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы
в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению
службы занятости, а также выплата выходного пособия и среднего заработка
работникам, высвобожденным с предприятия, из учреждений и организаций в связи с
их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.



Решение о признании гражданина безработным принимается
службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента
предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их
заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную
квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему
месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии
(специальности) — паспорта и документа об образовании. При этом гражданин
признается безработным со дня предъявления указанных документов.



Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие
16-легнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным
законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по
инвалидности III группы; отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в
службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не
имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения
профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая
работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же
работа (одно и то же место учебы) дважды. Гражданин, который в установленном
порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в
службу занятости для признания таковым через две недели.



В отношении безработных законодательством установлен целый
комплекс гарантий материальной и социальной поддержки. К ним относятся:



—      предоставление
соответствующих компенсаций для работников, высвобождаемых с предприятий,
учреждений, организаций;



—      выплата
стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения
квалификации;



—      выплата пособия
по безработице;



—      возможность
участия в оплачиваемых общественных работах, компенсация затрат в связи с
добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;



— включение в трудовой стаж периода, в течение которого
безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в
оплачиваемых общественных работах, а также времени, необходимого для переезда
по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Данный
период времени также не прерывает непрерывный стаж лица.



По действующему законодательству пособие безработным
гражданам устанавливается по отношению к среднему заработку, исчисленному за
последние два месяца по последнему месту работы. В случаях, когда граждане не
работали, в том числе и ищущие работу впервые, им пособие по безработице
назначается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного
нетрудоспособных иждивенцев размер выплачиваемого пособия увеличивается на 10%
на каждого иждивенца. Тем не менее максимальный размер пособий не может
превышать среднего заработка лица по последнему месту работы.



Пособие выплачивается с момента признания лица безработным.
Период его выплаты не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении
в течение 18 календарных месяцев. По истечении указанного срока, а также в
случаях трудоустройства безработного или прохождения обучения по направлению
службы занятости, выплата пособия по безработице прекращается.



В течение периода профессиональной подготовки (переподготовки)
граждан им выплачивается стипендия. Ее размер зависит от размера
среднемесячного заработка по последнему месту работы гражданина и его трудового
стажа. При этом размер стипендии должен быть не ниже минимального размера
оплаты труда (или пособия по безработице) и вместе с тем не выше среднего
заработка в регионе. При наличии у обучающегося (переобучающегося) иждивенцев
размер стипендии повышается на 10% на каждого иждивенца, но не более среднего
заработка по последнему месту работы. В случаях, если гражданин не успевает в
учебе (переобучении) или нерегулярно посещает занятия, размер стипендии может
быть уменьшен или выплата ее приостановлена.



Выплата пособия по безработице также по решению органов
службы занятости может быть прекращена, отложена, приостановлена или его размер
может быть сокращен. Данные условия урегулированы ст. 38 Закона о занятости
населения.



В современных условиях массовой безработицы, нестабильности
в экономике зачастую случается так, что сроки выплаты пособия истекли, а
подходящей работы гражданином так и не было найдено. В таких случаях
законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной
помощи безработным и членам их семей (нетрудоспособным иждивенцам), включая
дотации на жилье, за коммунальные услуги, услуги по предоставлению медицинского
обслуживания и т. д. Порядок, условия и случаи предоставления такой помощи
регулируется законодательством, решениями местных органов власти и управления,
коллективными договорами и соглашениями.



Кроме того, органам государственной службы занятости
предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам,
потерявшим работу и заработок (доход) и признанным в установленном порядке
безработными. Размер пособия устанавливается на уровне пособия по безработице
для соответствующей категории безработных на основании фактического количества
дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней.



ТРУДОВЫЕ СПОРЫ



Трудовыми спорами по трудовому праву являются разногласия,
которые возникают по поводу применения правовых актов о труде, установления или
изменения условий труда, разрешаемые в соответствии с установленным законом
порядке. В сфере труда различают индивидуальные и коллективные трудовые споры
(конфликты).



Для разрешения индивидуальных трудовых споров свойственны
следующие особенности:



—      как правило,
первичное рассмотрение трудового спора происходит в рамках предприятий,
учреждения, организации;



—      участие трудовых
коллективов в рассмотрении трудовых споров, так как комиссия о трудовых спорах
(КТС) избирается трудовым коллективом;



—      разрешение
трудовых споров не только на основе норм законодательства, но и локальных
нормативных актов и трудовых договоров (контрактов). Например, на основе
коллективного договора;



— освобождение работника от судебных расходов по делу (ст.
212 КЗоТ РФ).



Индивидуальными трудовыми спорами признаются споры,
возникающие между работниками и администрацией предприятия, учреждения,
организации, по вопросам применения законодательных актов и иных нормативных
актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также
условий трудового договора (контракта). Индивидуальные трудовые споры
рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам и народными судами — районными
(городскими) (ст. 201 КЗоТ РФ).



Как было указано выше, КТС является органом трудового
коллектива. Она избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива
предприятия, учреждения, организации с числом не менее 15 работающих. По
решению общего собрания (конференции) трудового коллектива на предприятиях со
значительным числом работающих могут избираться КТС структурных подразделений.
В целом — организация работы комиссии определена ст. 202 КЗоТ РФ.



Индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС,
если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы
профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных
переговорах с администрацией. Комиссия по трудовым спорам, как правило,
является первичным органом рассмотрения трудовых споров, за исключением тех
споров, которые подлежат рассмотрению в ином порядке (ст. 204 КЗоТ РФ). Срок
обращения работника в КТС установлен в трехмесячный период со дня, когда
работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок
обращения в КТС пропущен по уважительным причинам, то КТС может его
восстановить и разрешить спор по существу. Законом определен соответствующий
порядок рассмотрения трудового спора в КТС (ст. 206 КЗоТ РФ).








 
→ Использование материалов jurist-for-you.ru разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на jurist-for-you.ru.
Пользовательское соглашение   |   Обратная Связь   |   RSS 2.0
Copyright © 2005 jurist-for-you.ru. All rights reserved.