Трудовое право



ОХРАНА ТРУДА



Охрана труда в Российской Федерации представляет собой
систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-
технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда в рамках трудового права — это совокупность правовых норм,
обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и активной работоспособности
человека в процессе труда, а также оздоровление и улучшение условий труда.



Охрана труда — это та сфера, которая при любых изменениях в
экономике и методах хозяйствования в рыночных условиях должна оставаться под
контролем государственного регулирования. Наоборот, в современных условиях
необходимо усиление государственного надзора и контроля за охраной труда с тем,
чтобы не допускать произвола работодателей, нарушающих требования охраны труда.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом
консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными
уполномоченными работниками органами призвано разрабатывать, осуществлять и
периодически пересматривать согласованную политику в области охраны труда.



Законодательство об охране труда состоит из соответствующих
норм Конституции России, Основ законодательства Российской Федерации «Об охране
труда» от 6 августа 1993 г., главы X и главы XYII КЗоТ РФ, а также иных
нормативных актов. Специальные нормы по охране труда как единые для всех отраслей
народного хозяйства, так и межотраслевые, утверждаются правительством России и
Министерством труда РФ. Отраслевые правила и нормы утверждаются Минтрудом
России, соответствующими министерствами, органами государственного надзора и
другими уполномоченными органами.



Кроме того, действует также система государственных
стандартов безопасности труда. Это технико-юридические нормы, включающие в себя
требования к организации работ по обеспечению безопасности труда, требования и
нормы по видам опасных и вредных производственных факторов и т. д. Они
утверждаются в установленном законодательством порядке и представляют собой
подзаконные нормативные акты.



В условиях перехода России к рынку все большее значение
приобретают локальные нормативные акты предприятий, учреждений, организаций.
Уровень охраны труда и его условий, тем самым, может значительно повышаться на
уровне коллективно-договорного регулирования.



В то же самое время, охрана труда является неотъемлемым
элементом трудовых правоотношений сторон трудового договора (контракта). В
связи с этим работники и работодатели наделяются соответствующим комплексом
прав и обязанностей в сфере охраны труда.



Обеспечение охраны труда на предприятиях, в учреждениях,
организациях обусловлено тем, что законодательством предусмотрена надлежащая
организация охраны труда. В соответствии со ст. 139 КЗоТ на всех предприятиях,
учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда обусловлено соответствующей
системой мероприятий, , которые призваны реализовать положения
законодательства.



Согласно ст. 140 КЗоТ РФ производственные здания,
сооружения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям,
обеспечивающим здоровье и безопасные условия труда. Запрещен ввод в
эксплуатацию предприятий, учреждений, организаций и передача новых машин,
механизмов и другого производственного оборудования в серийное производство,
если они не отвечают требованиям охраны труда (ст. ст. 141, 142 КЗоТ РФ).



Работникам в процессе трудовой деятельности должны быть
обеспечены безопасные и здоровые условия труда, чтобы не допустить
производственный травматизм и профессиональные заболевания. Эти обязанности
возложены на администрацию предприятий, учреждений, организаций. В соответствии
со ст. 143 КЗоТ РФ администрация обязана обеспечивать техническое оборудование
всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым
правилам по охране труда (отраслевым, межотраслевым, санитарным и другим). Если
в правилах по охране труда отсутствуют необходимые требования, то администрация
по согласованию с выборным профсоюзным органом обязана принять меры,
обеспечивающие безопасные условия труда.



Работники имеют право на ознакомление с соответствующими
условиями охраны труда в процессе трудовой деятельности. Этому праву
соответствует обязанность администрации инструктировать работников по технике
безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим
правилам охраны труда (ст. 144 КЗоТ). Инструктаж работников бывает нескольких
видов: вводный (проводимый со всеми принимаемыми на работу); первичный на
рабочем месте (проводимый индивидуально с принимаемыми на работу с практическим
показом безопасных приемов и методов труда); повторный (проводимый со всеми
работающими не реже, чем через каждые 6 месяцев); внеплановый (в случае
изменения правил по охране труда и в других необходимых случаях); текущий
(проводимый с работниками перед производством работ, на которые оформляется
специальный допуск).



На администрации предприятий, учреждений, организаций лежат
обязанности по расследованию несчастных случаев на производстве. Эти
мероприятия администрация осуществляет с участием представителей
соответствующего выборного профсоюзного органа, а также, если это определено законодательством,
с участием представителей и других органов. По требованию пострадавшего
работника администрация обязана выдать заверенную копию акта о несчастном
случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему. При отказе
администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии
пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая, пострадавший
вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия,
учреждения, организации. Его постановление по поводу составления или содержания
акта является обязательным для администрации (ст. 147 КЗоТ РФ).



Кроме того, законодательством установлена система гарантий
для работников в сфере охраны труда. Гарантии касаются как вопросов
индивидуальной, так и коллективной защиты работников от вредного воздействия
производственных и иных факторов. Эти гарантии определены, в том числе, ст. ст.
148 — 159, главами XI и XII КЗоТ РФ. Например, согласно ст. 150 на работах,
связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам
мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ,
выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие
средства. Особые гарантии в сфере охраны труда законодательством установлены
для женщин и лиц, воспитывающих детей без матери, молодежи и лиц с пониженной
трудоспособностью. Дополнительные меры по "охране труда данной категории
работников призваны обеспечить их действительно равное положение с другими
трудящимися, соответствуют реальному обеспечению конституционного права на
свободу труда.



В соответствии со ст. 249 КЗоТ РФ должностные лица, виновные
в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении
обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в
воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность
(дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном
законодательством. К числу должностных лиц, несущих ответственность за нарушение
законодательства о труде по охране труда относятся собственники, руководители и
заместители руководителей предприятий, учреждений, организаций, руководители
структурных подразделений и другие лица, отвечающие за соблюдение нарушенных
правил и норм.



Дисциплинарная ответственность указанных лиц наступает на
основе норм трудового законодательства. К таким лицам применяются меры
дисциплинарного взыскания, включая увольнение с работы. Увольнение указанных
должностных лиц производится согласно ст. 254 п. 1 и ст. 37 КЗоТ РФ.



Административная ответственность наступает за
правонарушения, предусмотренные административным законодательством, в частности
Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», а также иными нормативными
актами, устанавливающими административную ответственность. Она заключается в
применении к виновным лицам наказания в виде предупреждения или штрафа.



Уголовная ответственность виновных должностных лиц может
наступить, если нарушения повлекли или могли повлечь тяжелые последствия.
Например, гибель людей, массовые заболевания, несчастные случаи и другие.
Условия наступления, порядок привлечения и другие вопросы регулируются в этих
случаях нормами уголовного законодательства.



Привлечение должностных лиц к материальной ответственности в
результате нарушения законодательства о труде и правил охраны труда, повлекшего
материальный ущерб, находится в сфере действия норм трудового законодательства.