Трудовое право



КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР (СОГЛАШЕНИЕ) В СФЕРЕ ТРУДА    



В условиях рынка значительно возрастает роль
коллективно-договорного регулирования, за счет которого обеспечивается учет и
согласование взаимных интересов участников трудовых отношений. Коллективно-договорная
система призвана стать показателем стабилизации трудовых отношений. Но при этом
не следует забывать о важности централизованного (государственного с помощью
законодательных актов) и регулирования индивидуального (между работниками и работодателем
на уровне трудового договора (контракта)). Таким образом, суть заключается в
гармоничном сочетании всех элементов механизма правового регулирования в сфере
труда (государственного, коллективно-договорного и индивидуального).



Основополагающим нормативным актом, регулирующим вопросы
заключения, действия, выполнения и иные условия коллективных договоров и
соглашений является Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. о
коллективных договорах и соглашениях. Процесс заключения коллективных договоров
(соглашений) должен осуществляться на основе принципов, закрепленных в ст. 4
данного закона:



—      соблюдение норм
законодательства;



—      полномочность
представителей сторон;



—      равноправие
сторон;



—      свобода выбора и
обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров,
соглашений;



—      добровольность
принятия обязательств;



—      реальность
обеспечения принимаемых обязательств;



—      систематичность
контроля и неотвратимость ответственности.



Законом запрещается всякое вмешательство со стороны
работодателей, органов исполнительной власти и хозяйственного управления,
политических партий и иных общественных объединений, которые способны
ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать
их осуществлению при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров
и соглашений (ст. 5 Закона).



Заключению коллективного договора и соглашения предшествуют
коллективные переговоры. Они начинаются путем составления письменного
уведомления о начале переговоров. Сторона, получившая уведомление, должна в
семидневный срок начать переговоры. Указанная обязанность носит юридический
характер: ее неисполнение влечет наступление установленной законом
ответственности (ст. 25 Закона).



Законодательство предоставляет сторонам коллективных
переговоров полную свободу в выборе и обсуждении вопросов, которые составляют
предмет коллективного договора и соглашения. Для ведения коллективных
переговоров образуется комиссия для ведения переговоров. Она создается на
равноправной основе. Это означает, что представители каждой стороны, независимо
от их численности, обладают равными правами и равным количеством голосов.
Переговоры ведутся по плану и завершаются составлением проекта коллективного
договора (соглашения). Единый проект коллективного договора подлежит обязательному
обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом
поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный проект
утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и
подписывается сторонами договора.



Разногласия, возникающие в ходе коллективно-договорного
процесса, разрешаются в соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст.
7; ст. 8 Закона и другие нормативные акты, регулирующие разрешение коллективных
трудовых споров (конфликтов)).



Участниками коллективных переговоров являются представители
сторон коллективного договора (соглашения). Например, со стороны работодателя
ими могут выступать представители администрации, обладающие информацией,
необходимой для ведения переговоров: руководители структурных подразделений, юрисконсульты,
работники бухгалтерии и т. д. Представители работников прямо указаны в законе.
Это профсоюзы в лице их соответствующих органов, а также иные уполномоченные
работниками представительные органы. Вместе с тем законом запрещается ведение
переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени
работников организациям или органам, создаваемым и финансируемым
работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления,
политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством (ст. 5 Закона).



Помимо представителей сторон, участниками переговоров могут
быть специалисты и эксперты, приглашенные сторонами, они не принимают участия в
голосовании и принятии решений комиссией. Их роль сводится лишь к обоснованию
(экономическому, юридическому, финансовому) позиций работодателя и работников,
независимой оценке их предложений, консультированию сторон.



Гарантии и компенсации участникам, переговоров урегулированы
ст. 9 Закона. В соответствии с ней:



Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей
сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на
время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего
заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени
участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в
переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о
труде, коллективным договором, соглашением.



Оплата приглашенных по договоренности сторон экспертов и
посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и
хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).



Представители профсоюзных организаций и трудовых
коллективов, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не
могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу,
перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного
согласия уполномочившего их на представительство органа.



Коллективный договор, таким образом, представляет собой
правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные
отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении,
организации (ст. 7 КЗоТ; ч. 1 ст. 2 Закона о коллективных договорах и
соглашениях). Наряду с нормативной частью коллективный договор традиционно
содержит обязательственную часть, в которую включаются взаимные обязательства
сторон (например, отказ от проведения забастовок на период действия
коллективного договора и другие).



Соглашение — это правовой акт, содержащий обязательства по
установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников
определенной профессии, отрасли, территории (ч. 2 ст. 2 Закона о коллективных
договорах и соглашениях). В отличие от коллективного договора, действие
которого ограничивается рамками конкретного предприятия, соглашение охватывает
более широкий круг лиц. При заключении соглашений учитываются интересы как
отдельных профессиональных групп, так и целых отраслей, регионов страны.



 



Соотношение соглашений с действующим законодательством и
коллективными договорами установлено ст. 3 Закона. Она определяет, что условия
соглашений не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим
законодательством, в противном случае они являются недействительными.
Следовательно, при разработке и заключении коллективных договоров необходимо
учитывать положения, содержащиеся в соглашениях. Таким образом, если
коллективные договоры представляют собой акты локального регулирования, то
соглашение — это элемент централизованного регулирования трудовых отношений.
Они выступают в качестве промежуточного звена между законодательством и
локальными нормативными актами предприятий, учреждений, организаций.



ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ)     



Трудовой договор занимает одно из важнейших мест в сфере
действия трудового права. И это понятно, ибо без наличия трудового до'говора
немыслимо возникновение трудовых отношений. Больше того, законодательство о
труде определяет права и обязанности работников, а также гарантии и льготы в
области трудовой деятельности именно с наличием трудового договора. Понятие
трудового договора заложено в ст. 15 КЗоТ, которая определяет его как
соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по
которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности,
квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а
предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся
заработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством
о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Законодательство не
различает понятия трудового договора и контракта, поскольку эти термины
употребляются во всех статьях, регулирующих вопросы трудовых отношений
(например, ст. ст. 15, 17, 18, 21 и другие).



Вместе с тем на практике встречаются трудовые соглашения и
договоры, которые не регулируются нормами трудового законодательства. Например,
договор подряда, договор оказания услуг, договор поручения и т. п. Поэтому в
трудовом праве определены характерные отличия, позволяющие ограничивать
трудовые договоры от иных соглашений, носящих гражданско-правовой характер. К
ним относятся: личный характер трудового договора; тем, что специальность,
квалификация или должность конкретизируют особенности выполнения определенной
работы по



трудовому договору; обязательность подчинения работника
внутреннему трудовому распорядку определенного предприятия, учреждения,
организации; возмездный характер трудового договора. Все указанные признаки
трудового договора, взятые вместе, ограничивают его от иных договоров в сфере
труда.



Сторонами трудового договора (контракта), с одной стороны,
являются работник, с другой — работодатель. Их особенности и конкретизация
зависят от сферы хозяйственной деятельности и других обстоятельств. Следует
иметь в виду, что работодателем может быть и гражданин.



С 1992 года в законодательстве установлена обязанность
письменной формы трудового договора (ст. 18 КЗоТ РФ). Это служит гарантией
защиты как прав работников, так и работодателей в случаях возникновения
трудовых споров, связанных с исполнением условий трудовых договоров (контрактов),
а также иных обстоятельств, конкретизирующих трудовые правоотношения сторон.



289



Необходимость заключения трудового договора (контракта) в
письменной форме следует отличать от порядка оформления на работу. Условия
порядка оформления остались прежними: после заключения трудового договора
(контракта) издается приказ (распоряжение) о зачислении трудящегося на работу,
который объявляется ему под роспись. При несоблюдении письменной формы
трудового договора (контракта) его условия не могут быть признаны
недействительными, поскольку сущность трудового договора (контракта) определяет
непосредственное выполнение работником своих трудовых обязанностей. На данное
обстоятельство не влияют ни форма трудового договора, ни приказ о зачислении,
подтверждающий факт его заключения. Согласно ст. 18 КЗоТ РФ фактическое
допущение к работе считается заключением трудового договора (контракта)
независимо от того, был ли он надлежащим образом оформлен. Нормативными актами
определены примерные формы трудового договора (контракта) с работниками
различных категорий (например, Примерная форма трудового договора (соглашения)
с работником, утвержденная постановлением Министерства труда России от 14 июля
1993 г. № 315; Форма контракта с преподавателем высшего государственного
учебного заведения, утвержденная приказом председателя Госкомитета РФ по высшему
образованию от 15 сентября 1993 г. № 207).



Содержание трудового договора (контракта) составляют его
условия, которые устанавливают права и обязанности сторон. Эти условия
определяются как сторонами непосредственно, так и законодательством о труде.
Соотношение законодательного индивидуального договорного регулирования отражено
в принципе, закрепленном в ст. 5 ст. КЗоТ РФ. Он заключается в том, что любые
условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с
действующим законодательством, признаются недействительными. Отсюда следует
правило: минимум правовых гарантий определен законодательством и его снижение
не может иметь место ни при каких обстоятельствах, даже если стороны пришли к
соглашению. Например, стороны не могут договориться об установлении оплаты
труда ниже определенного законодательством минимума оплаты труда. Вместе с тем
минимум законодательных гарантий может быть повышен на уровне подзаконных
нормативных актов и соглашений, в частности — в отраслевых (тарифных) соглашениях,
коллективных договорах и непосредственно сторонами.



Условия трудового договора могут быть двух видов:
обязательные и факультативные. К числу обязательных относятся те условия, при
отсутствии которых трудовой договор (контракт) не может считаться состоявшимся,
в связи с чем трудовое правоотношение не возникает. Обязательными условиями
являются: место работы, трудовая функция, дата начала работы (в случае срочного
договора и дата окончания) и условия оплаты труда.



. Все иные условия трудового договора (контракта) являются
факультативными, и о них стороны должны договориться. К числу факультативных
относятся: условия об испытательном сроке, о продолжительности ежегодного п
иных отпусков, льготах и услугах по социальному обеспечению и медицинскому
страхованию и другие. После того, как факультативные условия включены в
трудовой договор (контракт), они становятся обязательными для исполнения
сторонами. В случае нарушения администрацией факультативных условий трудового
договора (контракта) работник вправе расторгнуть его досрочно (ст. 32 КЗоТ РФ).



Рассмотренные выше основополагающие признаки являются общими
для различного рода трудовых договоров (контрактов) в сфере применения трудовой
деятельности. Деление на виды трудовых договоров (контрактов) обусловлено различными
причинами: сферы действия, сроков действия, содержанием особенностей
заключения, спецификой субъектного состава и других. Б это связи они могут быть
— срочными и заключенными на неопределенный срок, трудовые договоры (контракты)
с наемными работниками и работающими собственниками, трудовые договоры по
совместительству и по основному месту работы и т. д. Тем не менее все эти виды
трудовых договоров (контрактов) регулируются при помощи норм трудового права.