6. Доверенность в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

 В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, любой налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законом. При этом личное участие налогоплательщика в рассматриваемых отношениях, не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В любом случае субъектом налогового правоотношения будет сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. То есть, все правовые последствия действий представителя будут возлагаться на представляемого - налогоплательщика. В связи с этим действия или бездействие представителя, повлекшие нарушение законодательства о налогах и сборах, расцениваются как действия или бездействие самого налогоплательщика. Соответственно привлекаться к ответственности будет также сам налогоплательщик. В отношение законного или уполномоченного представителя последствия ненадлежащего исполнения им своих представительских обязанностей в сфере налогообложения определяются правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

 Налогоплательщик вправе осуществлять через представителя все принадлежащие ему права и обязанности в сфере налоговых правоотношений. Так, он может передать полномочия связанные, в частности, с постановкой на учет в налоговых органах или во внебюджетных фондах; с обжалованием актов и решений налоговых органов; с осуществлением выездной налоговой проверки и др. Однако налогоплательщик не может возлагать на своего представителя (указывать в доверенности в качестве полномочий) обязанности совершать действия, которые физическое лицо может совершить только лично. К примеру, личной обязанностью налогоплательщика является обязанность по исчислению и уплате налога, которую налогоплательщик обязан осуществить самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
       Кто такой уполномоченный представитель налогоплательщика?
       Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть как гражданин, так и юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, а также иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
       Гражданин может выступать в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика только при условии обладания полной дееспособностью.
       Юридические лица могут осуществлять представительские функции в зависимости от содержания их правоспособности. Так, коммерческие организации, обладающие общей правоспособностью, осуществляют любые виды деятельности, не запрещенные законом. Таким образом, они вправе также представительствовать в налоговых правоотношениях. Некоммерческие юридические лица и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут осуществлять представительские функции только в случаях, если это соответствует целям их деятельности, закрепленным в учредительных документах. Организации, не являющиеся юридическими лицами, не могут выступать в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
       Кроме того, не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Этот перечень установлен п. 2 ст. 29 НК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Рассмотрим этот список подробнее.
       К налоговым органам относятся все, входящие в систему Минфина РФ органы Федеральной налоговой службы и ее территориальные подразделения, вплоть до районных инспекций ИМНС.
       Должностными лицами налоговых органов являются руководители (их заместители) районных налоговых инспекций, государственные инспекторы налоговой службы I-III рангов; советники налоговой службы I-III рангов; государственные советники налоговой службы I-III рангов; государственные налоговые инспекторы; иные должностные лица;
       Органы государственных внебюджетных фондов - это центральные, региональные и местные органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования.
       К таможенным органам относятся Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.
       Должностными лицами таможенных органов являются: руководитель ФТС, заместители руководителя ФТС, руководящие работники ФТС, руководители и главные бухгалтеры региональных управлений и таможен, иные лица, которым присвоены специальные звания.
       Должностные лица органов внутренних дел - это граждане РФ, принятые в органы внутренних дел на соответствующие должности, которым присвоены специальные звания.
       Судьи - это судьи судов общей юрисдикции (районные судьи, мировые судьи, судьи Верховных Судов республик в составе РФ, других субъектов РФ, судьи Верховного Суда РФ и др.) и арбитражных судов РФ. Однако, необходимо заметить, что на членов третейских судов и других аналогичных учреждений указанные ограничения, не распространяются.
       Прокуроры всех уровней, от районных до генерального.
       К следователям относятся все следователи прокуратуры, системы МВД, ФСБ, а также военной прокуратуры.
       Какова форма доверенности на представительство в налоговых правоотношениях?
       Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с законом. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом доверенность, требующая нотариального удостоверения, может быть удостоверена как в государственной нотариальной конторе, так и частным нотариусом.
       К нотариально удостоверенной доверенности приравниваются доверенности, указанные в ст. 185 ГК (см. параграф 4 Гл. 2 Справочника). Кроме того, ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливает, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
       Текст доверенности обязательно должен содержать во-первых, данные, необходимые для идентификации доверителя: фамилия, имя, отчество и паспортные данные, может быть указан его ИНН; а также - реквизиты представителя; полномочия представителя; подпись доверителя (уполномоченного лица доверителя); дату составления доверенности.
       По общему правилу, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
       Виды доверенностей на представление интересов налогоплательщика
       Доверенности на представление интересов налогоплательщика могут быть различными по объему полномочий. В связи с этим выделяются:
       - доверенность на осуществление разового действия (например, получение от налогового органа конкретного разъяснения по вопросам налогового законодательства);
       - специальные доверенности - на осуществление отдельных действий по представлению интересов налогоплательщика в отношениях с конкретным налоговым органом (например, обжалование актов налоговой инспекции, действий или бездействия должностных лиц налоговой инспекции и др.);
       - общие доверенности - на осуществление от имени налогоплательщика всех прав и обязанностей, которые, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, могут осуществляться через представителя.
       Срок действия любой доверенности представителя налогоплательщика не может превышать трех лет. В случае, если срок действия в тексте доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
       Доверенность на представительство налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента прекращается по общим основаниям, установленным ГК РФ.
       Осуществление представительства интересов налогоплательщиков в судах (например, при обжаловании в суд ненормативного акта налогового органа) регламентируется процессуальным законодательством Российской Федерации (глава 5 ГПК РФ). Необходимо иметь в виду, что процессуальным законодательством в ряде случаев устанавливаются особые требования к оформлению доверенностей на осуществление представительства в судах. (см. параграф 1 Гл. 3).