Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объектов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Такие требования могут предусматриваться к хозяйственной или иной деятельности в различных сферах человеческой жизнедеятельности и отраслях экономики - промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, обороне, при обращении с отходами и т.д.
Комментируемая статья устанавливает в самом общем виде требования на доэксплуатационной стадии (размещение, проектирование, строительство объекта и т.д.), стадии эксплуатации и стадии вывода из эксплуатации (консервация, ликвидация) хозяйственного объекта.
Последующие статьи комментируемого закона, а также принятые в целях конкретизации их положений иные федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные нормативно-правовые акты достаточно подробно раскрывают содержание данных требований, составляя в своей совокупности институт особенной части экологического права. При этом данный институт не является новым для экологического законодательства и уже существовал в утратившем силу законе "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. (раздел VI-VII). Отдельные нормы, содержащие экологические требования к отдельным видам деятельности, перешли в новую редакцию закона без особых изменений (ст. 38 комментируемого закона); ряд других был немного скорректирован (ст. 41); третьи появились впервые (ст. 46 комментируемого закона). В целом же, данная глава закона подверглась наименьшим изменениям (по сравнению, например, с главой об экономическом регулировании охраны окружающей среды).
Комментируемый пункт предусматривает необходимость проведения мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Такие мероприятия предусмотрены в нормативно-правовых актах экологического и природоресурсового законодательства. Приведем один такой пример. Согласно ст. 22 Закона о животном мире, любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
2. Учитывая, что комментируемая статья начинает главу закона, посвященную экологическим требованиям в различных отраслях хозяйственной деятельности, необходимо упомянуть о происходящей в России реформе действующих стандартов, правил и нормативов. Начало данной реформе положил Закон о техническом регулировании, вступивший в силу с 1 июля 2003 г. Смысл данной реформы заключается в замене системы ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и иных стандартов и правил двухуровневой системой: технических регламентов и национальных стандартов.
Согласно постановлению Госстандарта России от 30 января 2004 г. "О национальных стандартах Российской Федерации", со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании, национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В связи с этим, в рамках настоящего комментария наибольшее значение Закон о техническом регулировании имеет в части соотношения технических регламентов и санитарных правил. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устанавливает, что санитарные правила содержат санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Как вытекает из норм данного закона, санитарные правила являются обязательными для соблюдения и охватывают практически все стороны жизни общества, включая требования к планировке и застройке населенных пунктов, качеству атмосферного воздуха, размещению отходов и т.д.
Закон о техническом регулировании не упоминает санитарных правил, хотя последние и находятся в сфере его действия. Это означает, что в Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (и не только в него) будут внесены соответствующие изменения. Действующие же санитарные правила будут сохранять юридическую силу вплоть до вступления в силу соответствующего технического регламента. Такой вывод следует из п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Следовательно, с учетом этих положений, продолжают действовать санитарные правила, СНиПы и иные подобные акты в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, закон специально подчеркивает, что до принятия общего технического регламента по ядерной и радиационной безопасности техническое регулирование в области ядерной и радиационной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Федеральным законом "О радиационной безопасности населения".
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании, правовой формой принятия технических регламентов является федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а сами технические регламенты должны быть приняты в срок до 1 января 2010 г. В числе первоочередных закон выделяет технические регламенты о безопасности машин и оборудования; о безопасности строительных материалов и изделий; о безопасности зданий и сооружений; о безопасности лекарственных средств; о безопасности колесных транспортных средств; о безопасности химической продукции; о безопасности пищевых продуктов; о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах и т.д.