Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

1. В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р, среди основных приоритетных направлений экологической безопасности Российской Федерации называется обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, в перечне которых ведущее место занимают ядерно- и радиационно-опасные виды деятельности, утилизация отходов, обращение с опасными химическими веществами.
Для целей разъяснения положений комментируемой статьи все потенциально опасные вещества можно классифицировать на две основные группы: во-первых, недавно открытые вещества, или вещества, полученные в результате абсолютно новых, "революционных" технологий (к примеру, био- и нанотехнологий), безопасность которых в настоящее время является предметом изучения многих прикладных наук, и которые в силу своей малоизученности оказались за пределами правового регулирования; во-вторых, потенциально опасные вещества, используемые в хозяйственной деятельности на протяжении многих лет, позволяющие с достаточной степенью определенности судить об их экологической опасности; основы правового обеспечения обращения с ними уже имеются в действующем законодательстве (например, в законодательстве об атомной энергетике, космической деятельности, химической промышленности и пр.).
Положения комментируемой статьи, содержащей экологические требования, касающиеся производства, обращения и обезвреживания потенциально опасных химических веществ, конкретизируются санитарным законодательством. В ст. 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что все потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации. В соответствии со ст. 43 указанного закона, государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека, отдельные виды потенциально опасной для человека продукции, пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. Государственная регистрация проводится на основании оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установления гигиенических и иных нормативов содержания опасных веществ в среде обитания, разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.
Под потенциально опасным химическим и (или) биологическим веществом можно понимать индивидуальное вещество (соединение) природного или искусственного происхождения, способное в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. В целях реализации требований о регистрации потенциально опасных химических веществ на федеральном уровне ведется федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".
Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ является государственным регистром, в котором производится обязательная запись или постановка на государственный учет по единой форме потенциально опасных химических и биологических веществ; а также содержится исчерпывающая информация об их номенклатуре, производстве, применении и токсичных свойствах, предназначенная для использования в целях защиты людей, сельскохозяйственных животных и растений, от этих факторов и воздействий этих веществ. В регистр подлежат занесению сведения об индивидуальных химических и биологических веществах (соединениях), в том числе входящих в состав смесевой продукции, как природного, так и искусственного происхождения, производимые и применяемые на территории Российской Федерации и за рубежом. Специально для ведения данного регистра было создано государственное учреждение - Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.
Требования о государственной регистрации не распространяются на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты, а также радиоактивные вещества, учитываемые или регистрируемые в установленном ранее порядке соответствующими организациями.
Процесс регистрации включает в себя прием заявочных материалов, рассмотрение и принятие решения о регистрации, выдачу свидетельства о регистрации. Вещества, для которых информация к моменту регистрации не может быть представлена в полном объеме, но свойства и область применения которых позволяют считать опасность вещества для человека и окружающей среды несущественной, подлежат регистрации сроком на 3 года с присвоением номера государственной регистрации и выдачей свидетельства о регистрации с пометкой - "сроком на 3 года".
В целях государственного регулирования воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности устанавливаются нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда, и нормативы допустимого воздействия, устанавливаемые в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (см. подробно комм. к главе 5).
2. В настоящее время открытым остается вопрос об урегулировании правом обеспечения экологической безопасности при получении и использовании в производстве наноматериалов, использование наночастиц в готовой продукции. Как известно, в последнее десятилетие в мире широко проводятся исследования и ведутся разработки по широкой номенклатуре развития наноиндустрии. Практическое использование нанотехнологий, являющихся технологиями целенаправленного получения и использования частиц материалов нанометрового размера - до 100 нм в одном измерении с заданными структурой и свойствами, представляется перспективным и планируется во многих отраслях хозяйственной деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, медицине и др. Наряду с тем, что использование нанотехнологий бесспорно является одним из самых перспективных направлений науки и техники, немаловажным является и изучение вопросов потенциальной опасности использования наноматериалов и нанотехнологий, а также разработка критериев их безопасности для здоровья человека.
В ряде стран Европейского Союза и США уже начаты работы по разработке нормативной и методической базы, направленной на оценку безопасности производства и использования продуктов нанотехнологий.
Интенсивное внедрение нанотехнологий в разных отраслях хозяйственной деятельности неизбежно ставит и проблему воздействия наноматериалов на среду обитания человека. Важнейшим объектом внимания при оценке риска для здоровья, связанного с наноматериалами, является использование нанотехнологий при производстве электронной техники, строительных материалов, пищевых продуктов, парфюмерно-косметической продукции, как при непосредственном их использовании или употреблении, так и при воздействии поступления наночастиц и наноматериалов в окружающую среду в процессе их производства. Вместе с тем возможные биологические эффекты поступления наноматериалов в организм человека изучены пока недостаточно, однако имеются данные, свидетельствующие о том, что различные вещества и материалы при переводе их в форму наночастиц могут значительно изменять свои физико-химические свойства, что может отразиться на их физиологических эффектах в процессе их усвоения в организме.
Приоритетными задачами в данной области являются, во-первых, пересмотр действующих гигиенических нормативов - ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, в целях предотвращения негативного воздействия наночастиц на здоровье человека, и, во-вторых, поскольку наночастицы и наноматериалы обладают комплексом физических, химических свойств и биологическим действием, которые часто радикально отличаются от свойств этого же вещества в его нормальном состоянии, предусмотреть возможность регистрации таких веществ в федеральном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ.
В настоящее время определенные меры по обеспечению безопасности в наноиндустрии уже приняты. В частности, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июня 2007 г. N 54 "О надзоре за продукцией, полученных с использованием нанотехнологий и содержащей наноматериалы", юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производящим и импортирующим такую продукцию рекомендовано:
- указывать в информации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или наноматериалов;
- при предоставлении документов для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представлять сведения об использовании нанотехнологий или наноматериалов с подтверждением безопасности их использования для человека.
Эти требования существуют в виде рекомендаций, что объясняется недостаточной изученностью негативного воздействия наноматериалов на человека. Представляется, что в дальнейшем правовое обеспечение экологической безопасности при использовании новых технологий должна строиться на принципе устойчивого инновационного развития, направленного на построение инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономику при обеспечении благоприятной для человека окружающей среды. Такое понимание развития на настоящий момент становится экологическим императивом, безусловным требованием для всех субъектов развития.
3. Наряду с обязательностью регистрации химических и иных веществ, санитарное законодательство предусматривает необходимость проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. Целью таких мероприятий является установление и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установление причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также установление соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг требованиям санитарного законодательства, включая санитарные правила.
Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" устанавливаются терминологические различия проводимых органами санитарно-эпидемиологического надзора мероприятий:
- санитарно-эпидемиологической экспертизой является деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, иных органов и организаций, уполномоченных осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор или аккредитованных в установленном порядке по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст.ст. 12, 13, 15-28, 40 и 41 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
- под санитарно-эпидемиологическим обследованием понимается деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест.
- санитарно-эпидемиологическим исследованием является деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
- санитарно-эпидемиологическое испытание - это установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями в установленном порядке.
- санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.
Основанием для проведения вышеуказанных мероприятий являются предписания главных государственных санитарных врачей, определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с КоАП РФ, заявления граждан и организаций о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами даются санитарно-эпидемиологические заключения (ст. 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Применительно к производству, обращению и обезвреживанию определенных химических веществ и их соединений (включая отходы) действуют более конкретные требования и правила. Наиболее характерным примером их установления являются требования и правила в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами.
В соответствии со ст. 9 Закона о пестицидах и агрохимикатах, для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, проводятся их регистрационные испытания в целях оценки их безопасности для здоровья человека и окружающей среды. Результаты данных регистрационных испытаний подлежат экспертизе, которая включает в себя государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов; токсиколого-гигиеническую экспертизу и экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (ст. 10 Закона о пестицидах и агрохимикатах).
Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством. В качестве таких федеральных законов следует выделить, например, Закон об отходах. Указанный закон формулирует понятие обезвреживания отходов, понимая под таковым обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.