Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов

1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение экологической и радиационной безопасности. Понятие "экологическая безопасность" раскрывается в ст. 1 комментируемого закона, согласно которой под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определение радиационной безопасности закреплено в ст. 1 Закона о радиационной безопасности. Согласно данной статье, радиационная безопасность понимается как "состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения". В представленном определении четко установлена угроза - ионизирующее излучение, направленное на человека. Угроза исходит от источников ионизирующего излучения, а одним из основных принципов обеспечения радиационной безопасности служит "непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения" (ст. 3 Закона о радиационной безопасности).
В юридической литературе существует мнение, согласно которому радиационная безопасность считается составляющей экологической безопасности.*(65) В основу данной позиции положена идея о том, что самым слабым звеном биосферы является человек, которого нужно защищать всеми возможными способами, и если человек будет должным образом защищен от вредных воздействий ионизирующего излучения, то и окружающая среда также будет защищена. Это дискуссионный подход. Очевидно, что экологическая и радиационная безопасность имеет много общих черт, что отнюдь не означает возможность трактовать их как часть и целое.
Скорее данные виды безопасности соприкасаются по некоторым параметрам, в частности, одной из их задач является защищенность человека от негативного техногенного воздействия, объектом охраны в обоих случаях является человек, за тем исключением, что экологическая безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов человека, так и окружающей среды. В качестве существенного отличия рассматриваемых видов безопасности можно рассматривать более широкий круг общественных отношений, регулируемых при обеспечении защиты человека от радиационного воздействия по сравнению с обеспечением экологической безопасности. Например, в качестве объекта регулирования радиационной безопасности выступают общественные отношения в сфере обеспечения средствами индивидуальной защиты работников АЭС, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, что в большей степени попадает в сферу регулирования отношений в области производственной безопасности, охраны труда, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а не экологической безопасности.
В законодательстве не разграничиваются понятия ядерной и радиационной безопасности, тем не менее, при перечислении радиационно-опасных объектов (ст. 3 Закона об использовании атомной энергии), разделяются ядерные установки и радиационные источники, радиоактивные вещества и ядерные материалы. Под ядерными установками понимаются сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Радиационными источниками являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. К ядерным материалам относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
Под радиоактивными веществами понимаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Таким образом, разница между ядерными материалами и радиоактивными веществами на законодательном уровне определена в зависимости от их физических и химических свойств, которые проявляются в содержании нуклеидов, способных делиться на несколько составляющих. Другое их отличие проявляется в их назначении: ядерные материалы предназначены для проведения реакций в ядерных реакторах, в результате которых меняется структура веществ и выделяется ядерная энергия, которая может использоваться на благо человека в мирных целях (типичный пример - АЭС, где получение энергии достигается путем реакции превращения изотопа урана в изотоп плутония), либо для производства ядерного оружия. Радиоактивные вещества не обладают свойством ядерных материалов менять структуру вещества, но также способны выделять ионизирующее излучение. Такие вещества широко применяются в промышленности, например, при производстве пороха используется радиоактивный бериллий.
В соответствии с Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2007 г. N 456, к ядерным материалам относятся: обедненный уран (т.е. уран с содержанием изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране); облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч - зиверта в час (или 100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты; природный уран - уран, содержащий по массе около 99,28 процента изотопа урана-238, около 0,71 процента изотопа урана-235 и около 0,01 процента изотопа урана-234; слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.
Вещества, не подпадающие под указанные характеристики, но обладающие ионизирующим излучением, ядерными материалами не являются, а относятся к категории радиоактивных веществ.
Исключением из правила о разделении ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов, являются радиоактивные отходы, к которым относятся как ядерные материалы, так и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отнесение указанных объектов к перечисленным в ст. 3 Закона об атомной энергии категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Особенности правового статуса эксплуатирующей организации во многом определяются правовыми требованиями, содержащимися в экологическом законодательстве и нормативно-правовых актах, посвященных радиационной безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации атомного промышленного комплекса могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах: федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), федеральное государственное учреждение (ФГУ), открытое акционерное общество (ОАО). Данный перечень не является исчерпывающим: исходя из смысла рассматриваемой статьи, организациями атомно-промышленного комплекса могут быть юридические лица, "независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренные ст. 4 Закона об атомной энергии.
Не все перечисленные виды юридических лиц атомно-промышленного комплекса являются эксплуатирующими организациями. В ст. 34 Закона об атомной энергии определена эксплуатирующая организация как юридическое лицо, признанное соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения. К таким организациям не относятся федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса.
В соответствии с утвержденными Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса" перечнями эксплуатирующих организаций, можно сделать вывод, что организации, эксплуатирующие радиационно-опасные или ядерно-опасные объекты, могут быть созданы в форме открытых и закрытых акционерных обществ (за исключением организаций ядерного оружейного комплекса), а также федеральных государственных унитарных предприятий. Примерами ОАО, эксплуатирующих такие объекты могут служить ОАО "ТВЭЛ" (г. Москва), ОАО "Чепецкий механический завод" (г. Глазов Удмуртской Республики), ОАО "Машиностроительный завод" (г. Электросталь Московской области). В форме ЗАО в настоящее время функционируют следующие организации атомного энергопромышленного комплекса: ЗАО "Далур" (с. Уксянское Далматовского района Курганской области), ЗАО "Центр по обогащению урана" (г. Ангарск Иркутской области). Примерами действующих ФГУП являются Уральский электромеханический завод (г. Екатеринбург) и Производственное объединение "Север" (г. Новосибирск).
До принятия Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и внесения изменений в Закон об атомной энергии, все ядерные материалы находились в федеральной собственности. С принятием вышеуказанных изменений, ситуация в корне поменялась и в настоящее время ядерные материалы могут находиться как федеральной собственности, так и в собственности юридических лиц. Данное обстоятельство обусловлено решением о приватизации атомного энергопромышленного комплекса, которая осуществляется по следующей схеме: создается основное акционерное общество (по примеру РАО "ЕЭС"), в уставный капитал которого вносятся акции существующих акционерных обществ, а также преобразованных в открытые акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса. Кроме того, внесению в уставный капитал подлежат имущественные комплексы определенных указом Президента РФ от 27.04.2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса" федеральных государственных унитарных предприятий. Данные акции и имущество передаются Государственной корпорации "Росатом" в качестве взноса Российской Федерации и считаются собственностью корпорации (ст. 17, 18 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").
Часть 1 комментируемой статьи содержит обязанность юридических и физических лиц, соблюдать установленные правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ и ядерных материалов. К требованиям по обеспечении безопасности при производстве и использовании (применении) ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ можно отнести наличие у эксплуатирующих организаций достаточных технических возможностей, финансовых, материальных и иных ресурсов для безопасного осуществления такой деятельности, включая ответственность за ущерб от радиационного воздействия.
Для осуществления видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, в том числе, по производству и использованию ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ, необходимо получение лицензии в соответствии со ст. 26 Закона об атомной энергии, ст. 10 Закона о радиационной безопасности населения, Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1995 г. N 865.
Такие лицензии выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на срок не менее 3-х лет. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган проверяет комплект документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, а также пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов или заявленной деятельности. Требования к составу такого комплекта документов определяются в приложении 4 к Административному регламенту исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утв. Приказом МПР России от 16 октября 2008 г. N 262 и различаются в зависимости от осуществляемого вида деятельности.
Например, при получении лицензии на производство, переработку, транспортирование, хранение радиоактивных веществ, соискателю необходимо представить в лицензирующий орган комплект документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности обращения с радиоактивными веществами при их производстве, переработке, транспортировании и хранении, содержащие обоснование безопасности при обращении с такими веществами, программу обеспечения качества при эксплуатации АС, информацию о подборе, подготовке, поддержании квалификации и допуске к самостоятельной работе работников, участвующих в операциях по обращению с радиоактивными веществами, инструкцию по ликвидации аварий при обращении с радиоактивными веществами при их производстве, переработке, транспортировании и хранении, план мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС, справку по обеспечению учета и контроля, справку по обеспечению физической защиты. После выдачи лицензии Ростехнадзор осуществляет ее сопровождение путем проведения инспекций с целью проверки выполнения условий действия лицензии, а также путем внесения в условия действия лицензии необходимых изменений.
Требования безопасности при производстве и применении ядерных материалов и радиоактивных веществ являются предметом регулирования ведомственных нормативно-правовых актов Ростехнадзора. Например, Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций, утв. Постановлением Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. N 4 содержат требования безопасности при эксплуатации реактора, в частности, для каждого ядерного реактора эксплуатирующей организацией должен разрабатываться технологический регламент безопасной эксплуатации блока АС, инструкции по эксплуатации, паспорт реакторной установки, согласуемые с органами Ростехнадзора, предусматривают создание системы аварийной защиты при остановке реактора. Решение о сооружении ядерных установок относится к исключительной компетенции Правительства РФ и принимаются в виде постановлений. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)", утвержден Перечень мероприятий по развитию атомного энергопромышленного комплекса, в том числе, мероприятия по строительству атомных электростанций. При этом необходимо различать решения о сооружении ядерных установок и решения об их месте размещения. По данному вопросу сложилась судебная практика.
Так, решением Верховного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N ГКПИ09-29 было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)", касающегося планируемого сооружения Южно-Уральской АЭС. В обоснование своих требований заявители указали, что Постановление в оспариваемой части не соответствует нормам Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об использовании атомной энергии" и нарушает их права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Суд отказал в удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- согласно частям первой, второй ст. 28 Закона об атомной энергии, решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются Правительством РФ при согласовании с органами государственной власти субъектов РФ, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов.
- из содержания приведенных норм следует, что законодатель выделяет два вида решений Правительства РФ: во-первых, решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, и, во-вторых, решения о месте размещения указанных объектов. Принятие перечисленных в части первой ст. 28 Закона об атомной энергии решений о сооружении ядерных установок относится к исключительной компетенции Правительства РФ и не требует каких-либо согласований.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации не содержит решение о месте размещения Южно-Уральской АЭС. Из материалов дела видно, что пункт 1 Постановления в оспариваемой части является именно решением о сооружении, а не о месте размещения атомной электростанции, которое должно приниматься при согласовании с органами государственной власти субъектов РФ, на территориях которых предполагается размещение и сооружение таких объектов.
2. При хранении и транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ применяются правила безопасности, содержащиеся в законодательстве и нормативно-технических документах.
Можно привести в качестве примера Правила безопасности при хранении и транспортировании ядерного топлива на объектах использования атомной энергии, утв. Постановлением Ростехнадзора от 30 декабря 2005 г. N 23, которыми предусматриваются требования в отношении хранения и транспортировки внутри объекта ядерного топлива, в частности, хранилища должны быть оборудованы пожарной сигнализацией, вентиляцией, рабочим и аварийным освещением и сконструированы таким образом, чтобы обеспечить возможность эвакуации персонала в случае аварии; запрещается хранение горючих, токсичных и взрывоопасных материалов и емкостей вместе с радиоактивными веществами, транспортирование ядерного топлива внутри объекта должно осуществляться на специальных транспортных средствах, оборудованных для этих целей; упаковки на транспортном средстве должны быть надежно закреплены для предотвращения самовольного перемещения и опрокидывания; перемещение транспортного средства, осуществляющего транспортирование ядерного топлива, должно быть немедленно прекращено при обнаружении неисправностей ходовой части, сцепных устройств и нарушения крепления упаковки на транспортном средстве.
Правила транспортировки радиоактивных отходов за пределы объектов атомной энергетики закрепляются в Санитарных правилах обращения с радиоактивными отходами СП 2.6.6.1168-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 октября 2002 г., согласно которым транспортирование радиоактивных отходов вне организации на переработку, хранение и захоронение производится в транспортных контейнерах на специально оборудованных транспортных средствах: автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом, судами речного и морского флота, при этом на конструкции транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств должны быть получены санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие санитарным правилам. Наружные и внутренние поверхности транспортных контейнеров для перевозки РАО не должны иметь радиоактивную загрязненность.
В отдельную категорию необходимо выделить правовые требования, направленные на обеспечение безопасности при захоронении радиоактивных веществ, ядерных материалов (или радиоактивных отходов). К особенностям обращения с радиоактивными отходами можно отнести повышенную ответственность всех участников отношений по обращению с ними, вызванную особой опасностью свойств радиоактивных отходов, наличие специальных требований к субъектам обращения с такими отходами, необходимость постоянного развития технологий, ограниченность мест захоронения радиоактивных отходов, необходимость проведения государственных экспертиз.
Пробелом действующего российского законодательства является неурегулированность федеральными законами в полном объеме общественных отношений, связанных с обращением с радиоактивными отходами: ст. 2 Закона об отходах содержит положение о том, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются законодательными актами Российской Федерации, а в тексте данного закона, за редким исключением, не содержится требований к безопасному использованию, хранению, транспортировке, захоронению радиоактивных отходов. В настоящее время проводятся работы по восполнению данного пробела - в 2008 году федеральным агентством по атомной энергии "Росатом" был обнародован законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами". В законопроекте прослеживается реализация принципа окончательного захоронения, при этом предполагается осуществить окончательное захоронение высокоактивных долгоживущих радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях. Окончательное захоронение среднеактивных и низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться в объектах окончательной изоляции (захоронения).
3. Часть 2 комментируемой статьи содержит требования о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, не обеспечивающих соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также с радиоактивными отходами. Рассматриваемым положениям корреспондируют правила, установленные ст. 61 Закона об атомной энергии и ст. 28 Закона о радиационной безопасности населения.
В ст. 61 Закона об атомной энергии содержится перечень нарушений законодательства в данной сфере. Такие нарушения можно условно разделить на следующие группы:
а) Нарушения норм и правил безопасности, в том числе: нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, несоблюдение требований к размещению ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения и др.
б) Нарушение лицензионных требований и условий, в том числе: нарушение условий разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; проведение работ на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения, а также обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами без разрешения (лицензии); выдача разрешения (лицензии) и предписаний должностными лицами органов государственного регулирования безопасности с нарушением установленного порядка и др.
в) Нарушение правил охраны труда, техники безопасности, невыполнение должностных обязанностей, в том числе: невыполнение своих должностных обязанностей работниками ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения; самовольное оставление ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения работниками дежурной смены; направление должностным лицом работников объектов использования атомной энергии в радиационно опасные зоны с возможным превышением основных дозовых пределов и допустимых уровней радиационного воздействия без согласия указанных работников и без их информирования о возможных уровнях облучения, а также с нарушением предусмотренных для этих условий норм, правил и инструкций и др.
г) Нарушения законодательства по использованию атомной энергии, влекущие уголовную ответственность, например: хищение, незаконные использование, приобретение, хранение, передача, продажа или разрушение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников, сокрытие информации об известных, о готовящихся или о совершенных указанных действиях; требование или принуждение к совершению определенных действий (бездействию), сопряженных с угрозой использования в преступных целях ядерных материалов или радиоактивных веществ.
д) Нарушения прав граждан на получении достоверной информации по вопросам безопасности использования ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе: сокрытие факта аварии или нарушение установленного порядка информирования об аварии на ядерной установке, радиационном источнике или в пункте хранения, сокрытие информации о состоянии радиационного загрязнения окружающей среды, а также выдача преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки указанных объектов; отказ в предоставлении информации, умышленное искажение или сокрытие информации по вопросам безопасности при использовании атомной энергии.
В ст. 28 Закона о радиационной безопасности населения содержатся положения об ответственности виновных лиц при нарушении требований в сфере обеспечения радиационной безопасности, при этом особое значение приобретает ч. 3 данной статьи, согласно которой наложение административного штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
В случае нарушении требований радиационной безопасности законодательством предусмотрено применение гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Главная особенность гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненный радиационным воздействием, заключаются в том, что согласно ст. 55 Закона об атомной энергии устанавливается предел ответственности эксплуатирующей организации, а в соответствии со ст. 56 данного законодательного акта на эксплуатирующую организацию возлагается обязанность финансового обеспечения предела ее ответственности. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам эксплуатирующей организации в части выплаты сумм по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием.
Интересный судебный прецедент создали Челябинские экологические правозащитники. По их мнению, установление юридического факта способствует принятию положительного решения о возмещении вреда в результате радиационной аварии и является принципиально новой категорией дел по защите прав граждан, пострадавших от радиационного загрязнения.
24 января 2007 г. Металлургический районный суд Челябинска вынес положительное решение по иску, поддержанному Челябинской общественной организацией "Правосознание", об установлении юридического факта внутриутробного развития на радиационно загрязненной территории. Несмотря на то, что по законодательству РФ социальные гарантии распространяются и на детей, которые в момент радиационной аварии и эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, Министерство социальных отношений Челябинской области на протяжении длительного времени отказывается признавать статус лиц, родители которой были эвакуированы, в числе других пострадавших в результате сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и аварии на ПО "Маяк" 1957 г., как родившихся после указанных событий. Данное обстоятельство было установлено судебным решением, которое является важным шагом как к распространению на таких граждан предусмотренных законодательством социальных гарантий и льгот, так и к возмещению вреда согласно положениям гражданского законодательства.*(66)
4. Комментируемый закон устанавливает, что ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных самим комментируемым законом (но не другими федеральными законами и подзаконными актами или законами субъектов РФ). Такое исключение указано здесь же: п. 4 комментируемой статьи означает, что ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.
Часть 3 комментируемой статьи, положения которой запрещают ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию, содержит правовой пробел, не позволяющий применять ее эффективно. Дело в том, что новая редакция ст. 48 комментируемого закона запрещает ввоз на территорию России радиоактивных отходов из иностранных государств на основании договоров хранения, в том числе в целях захоронения. Также под запретом находится затопление таких отходов, отправка в целях захоронения в космическое пространство. В последние годы распространенной практикой стал импорт в Россию радиоактивных отходов в целях их переработки, что прямо не запрещается положениями комментируемой статьи.
Ярким примером является ввоз в РФ отвального гексафторида урана, в основном, из стран Западной Европы. Чтобы избежать высоких расходов по хранению и утилизации отвального гексафторида урана (ОГФУ) западноевропейские компании направляют ОГФУ в Россию, формально на переработку. После дообогащения на предприятиях Росатома в страну происхождения таких отходов возвращается только до 10% от всего ввозимого сырья, а до 98% остается в России. Отвальный гексафторид урана зарубежного происхождения переводится в федеральную собственность, и его покупают уполномоченные Росатомом предприятия. Специфика ОГФУ такова, что данное вещество не находит коммерческого применения, схема промышленной полной утилизации ОГФУ до сих пор не разработана. Таким образом, фактически радиоактивные отходы ввозятся в Российскую Федерацию на хранение без надлежащих к тому правовых оснований.
5. Частью 4 комментируемой статьи регламентированы условия ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. Для уяснения смысла настоящего пункта необходимо определиться с терминологией, которую использует закон. Термин "тепловыделяющая сборка ядерного реактора" в соответствии с Положением о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2003 г. N 418, означает машиностроительные изделия, содержащие ядерные материалы и предназначенные для использования в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции. Облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора (ТВС) - это облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки.
Под временным технологическим хранением понимается временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними.
Ввоз в Российскую Федерацию облученных сборок, а также вывоз из ранее ввезенных облученных сборок или продуктов переработки осуществляются на основе международных договоров Российской Федерации и внешнеторговых контрактов, заключаемых организациями, специально уполномоченными Правительством РФ. Порядок заключения внешнеторговых соглашений об осуществлении внешнеторговых операций с ТВС определяется законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Комментируемая статья устанавливает в качестве обязательного условия для ввоза в РФ ТВС положительное заключение государственной экологической экспертизы. На экспертизу представляется единый проект, подготовленный уполномоченными организациями, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области использования атомной энергии. Ввоз в Российскую Федерацию облученных сборок осуществляется в пределах лимитов, ежегодно определяемых Правительством РФ. Положением о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определены условия ввоза ТВС на территорию России, при этом в зависимости от цели ввоза в РФ определены два вида условий:
а) для ввоза в РФ ТВС с целью временного технологического хранения с последующим обязательным возвратом в государство поставщика условия сводятся к обеспечению гарантий приема государством-поставщиком облученных сборок по окончании срока хранения и определению срока хранения, который должен быть не более технически допустимого срока.
б) для ввоза в РФ ТВС с целью временного технологического хранения с последующей переработкой осуществляется на следующих условиях:
- международный договор РФ должен содержать обязательства по переработке облученных сборок после окончания срока их временного технологического хранения;
- срок временного технологического хранения облученных сборок и продуктов переработки обосновывается в материалах единого проекта, устанавливается при заключении соответствующего внешнеторгового контракта и не должен превышать технически допустимый срок, определенный исходя из особенностей и состояния облученных сборок и условий их хранения;
- внешнеторговый контракт на ввоз облученных сборок российского производства может предусматривать условия последующего оставления радиоактивных отходов в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Необходимо констатировать, что в настоящее время ни одна страна мира, включая Россию, не имеет надежных технологий для хранения и захоронения радиоактивных отходов. Кроме того, в России на сегодняшний день нет свободных хранилищ для хранения зарубежных радиоактивных отходов. В то же время, действительно, переработка облученных тепловыделяющих сборок из других стран практикуется, например, в Великобритании и Франции. Однако международная практика переработки облученных ТВС из других стран предполагает однозначный возврат радиоактивных отходов. Например, в соответствии со статьей 3 Закона Бателя, принятого во Франции, предполагается возврат радиоактивных отходов в страну их происхождения. Данный Закон запрещает хранение иностранных отходов на французской территории дольше определенного времени, необходимого по технологии переработки. В связи с этим, представляется необходимым внесение изменений в комментируемую статью, что уже предлагалась депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае принятия такого законопроекта будет установлена обязательность возврата радиоактивных отходов, образующихся в результате обращения с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов зарубежного производства, что позволит снизить риск радиационного воздействия и будет способствовать повышению уровня экологической безопасности. Кроме того, это приведет к получению дополнительных финансовых ресурсов за счет экономии средств, направляемых на реабилитацию территорий, подвергаемых радиоактивному загрязнению в результате захоронения высоко- и среднеактивных отходов, социальных выплат населению, проживающему вблизи пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также средств, направляемых на защиту объектов захоронения радиоактивных отходов.