Уголовная ответственность

Статья 31. Уголовная ответственность
1. При уяснении смысла данной статьи возникает ряд проблем.
Первая связана с отсутствием в УК РФ специального состава, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Поэтому необходим анализ тех составов преступлений, которые содержат признаки соответствующего нарушения.
Вторая возникает в связи с указанием в норме на "нарушения, повлекшие тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия", т.е. по прямому тексту статьи 31 - за экологические преступления как таковые, которые во многих случаях основных и, тем более, квалифицированных, составов приводят именно к тяжким последствиям.
Решение указанных проблем требует непосредственного обращения к тексту многих статей УК РФ.
2. Одной из задач Уголовного кодекса РФ является охрана окружающей среды (ст. 2 УК РФ). Это положение показывает, что помимо задачи охраны окружающей среды, которая, естественно, в наибольшей степени связана с противодействием нарушениям законодательства об экологической экспертизе, достижение других задач может зависеть от применения уголовно-правовых средств, связанных такого рода нарушениями.
В соответствии с частью 1 статьи 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Следовательно, для признания перечисленных в статье 30 комментируемого Закона нарушений преступлениями необходимо наличие:
1) запрета в УК РФ;
2) уголовной санкции за его нарушение;
3) общественной опасности деяния при отсутствии признака малозначительности;
4) виновности в виде умысла или неосторожности.
3. Нарушения законодательства об экологической экспертизе могут быть допущены при совершении преступлений, ответственность за которые установлена различными статьями УК РФ, помещенными как в главу 26 "Экологические преступления", так и в других главах Уголовного кодекса.
Рассмотрим их поочередно.
Статья 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
Эта статья открывает главу 26 "Экологические преступления" и содержит в себе уголовно-правовые предписания наиболее общего характера применительно почти ко всем уголовно наказуемым экологическим преступлениям. В то же время нормы этой статьи можно считать специальными по отношению к ряду других статей Особенной части УК РФ, в частности, ст. 201 "Злоупотребление полномочиями", когда устанавливается ответственность лица, выполняющего управленческие функции коммерческой или иной организации, и - это особенно частая ситуация - к ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", к ст. 286 "Превышение должностных полномочий" и некоторым другим.
Статья 246 не имеет аналогов. Она впервые была включена в УК РФ 1996 г. Статья устанавливает ответственность за преступления средней тяжести. В силу этого при фиксации возникших проблемных ситуаций изучение и толкование ст. 246 УК РФ необходимо осуществлять с учетом наличия:
а) норм более общего характера;
б) специальных норм.
Этим определяются и понимание смысла статьи 246, и последующая квалификация деяния, если для этого есть соответствующие предпосылки.
Цель статьи состоит в охране уголовно-правовыми средствами наиболее экологически значимых элементов порядка производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию различных производственных либо обслуживающих объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения контролируемого или даже неконтролируемого вреда окружающей среде. Именно поэтому целью данной уголовно-правовой нормы является подкрепление наиболее острыми и жесткими средствами - силой уголовного закона - требований обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы для окружающей среды и здоровья людей, на ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий, неизбежно возникающих при производстве работ.
Объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, подчеркнем еще раз, является общим для всех указанных в ней составов. Это определенный в законодательных и иных нормативных правовых актах экологического и других смежных отраслей права порядок производства работ на различных его этапах и в разных сферах - в промышленности, сельском хозяйстве, науке и иных сферах хозяйственной, предпринимательской, экономической и другой деятельности.
По прямому тексту статьи виды деятельности по производству работ подразделяются на упомянутые и неупомянутые в ст. 246 УК РФ. К первым относятся проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объекта. Ко вторым - по смыслу статьи - любые иные этапы производства работ независимо от их места в технологическом процессе производства работ и наименования. Это означает, что любой этап производства работ должен осуществляться только на обнове законного управленческого решения, принимаемого уполномоченными лицами или органами в установленном порядке.
Группа общих нарушений правил производства работ состоит, главным образом, в пренебрежении законной презумпцией потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Из нее исходит российское экологическое законодательство (данная презумпция установлена ст. 3 комментируемого Федерального закона - см. комментарий к ней), требуя при принятии указанных законных управленческих решений о производстве работ обязательного проведения государственной экологической экспертизы с получением оценки воздействия на окружающую природную среду, предшествующей экспертизе. Экспертиза представляет собой именно процедуру учета экологических требований, содержащихся в законодательстве РФ, при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер как по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических, так и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности (Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации от 16 мая 2000 г., утвержденное приказом Госкомэкологии России).
Нарушения правил данной группы могут состоять:
а) в уклонении от назначения экспертизы;
б) в начале работ до получения заключения экспертизы (положительного);
в) в сообщении заведомо ложной информации;
г) в нарушении порядка назначения экспертизы и использования ее результатов;
д) в давлении на экспертов и т.д.
Характеристику деяния нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (по объективной стороне) образует противоправность деяния. Она рассматривается как выбор субъектом преступления такого варианта поведения, который существенно отличается от предписаний, установленных нормами действующего законодательства, регулирующего охрану окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.
Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании непредусмотренных методик расчета, запрещенных технологических процессов, отказе от выполнения работ или осуществлении деятельности, которая не соответствует условиям разрешений и лицензий, превышении допустимых нагрузок на очистные сооружения и др. Ими могут быть, например: а) неполучение необходимого заключения специально уполномоченных органов и иных документов; б) игнорирование правил предварительного согласования места размещения; в) финансирование либо иное начало работ до получения надлежащего разрешения; г) несоблюдение порядка принятия решений о размещении; д) предоставление при размещении объекта заведомо ложной информации и т.д.
Нарушение правил в виде бездействия может состоять в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды, в частности: в неполучении или игнорировании информации, учет которой обязателен для принятия соответствующих хозяйственных и иных решений, отказе (уклонении) от проведения государственной экологической экспертизы либо невыполнении требований по доработке проекта, содержащихся в ее заключении, отказе от строительства необходимых очистных сооружений, непроведении контрольных замеров и т.п.
Субъектами преступления по ст. 246 УК РФ являются лица, достигшие 16-летнего возраста, в силу закона, должностного положения или поручения ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды. К ним относятся: лица, на которых возложена общая ответственность за производство работ; лица, на которых возложена специальная ответственность (обязанности) за осуществление отдельных видов работ или функций (например, отвечающие за очистные сооружения, организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений на предприятии и т.п.).
Обилие нормативно-правовых источников экологического права порождает трудности их поиска при применении ст. 246 УК РФ. Преодолевать их необходимо на основе предварительного уяснения основных элементов правил охраны окружающей среды. Такими элементами правил можно считать: а) общие требования к деятельности и связь с производством работ; б) обязанности; в) технические регламенты, стандарты, нормативы, характеристики состояний; г) санкции, имеющие различную отраслевую природу.
Поскольку в УК РФ сформулирован ряд специальных - по отношению к общему составу ст. 246 - составов преступлений, их также следует иметь ввиду при решении вопроса о привлечение к уголовной ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Эти составы размещены в главе 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности".
Так, статья 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики" устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 1), и за те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 2), либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3). Преступление посягает на общественную безопасность при осуществлении производства перечисленных в диспозиции нормы видов работ на объектах атомной энергетики, радиационную безопасность населения и территорий, экологическую безопасность, жизнь и здоровье людей.
Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (ст. 1 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения").
Экологическая безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой.
Объективная сторона состава преступления включает в себя деяние (действия или бездействие), последствия в виде наступления угрозы смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды (ч. 1), причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти человека, радиоактивного заражения окружающей среды (ч. 2), либо смерть двух и более лиц (ч. 3), причинную связь между деянием и последствиями.
При расследовании и судебном рассмотрении дела следует учитывать ряд специальных положений, установленных нормами атомного законодательства, в первую очередь гл. VI "Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" и гл. VII "Правовое положение организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии" Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Так, принятие решений о размещении и сооружении объектов использования атомной энергии осуществляется в особом порядке лицензирования деятельности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору*(73) на основе экспертизы документации, обосновывающей заявку, с учетом заключений надзорных органов, мнений органов государственной власти субъектов РФ. Выдаются разрешения (лицензии) на отдельные виды деятельности всего жизненного цикла объектов использования атомной энергии федерального, межрегионального, регионального местного значения (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 "О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения").
Законодательством предусматривается и особый порядок отмены принятых решений (см. постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации").
В статье 30 "Основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" содержится важное положение, расширяющее противоправность деяний, предусмотренных комментируемой статьей. Размещение и сооружение должны осуществляться на основании норм и правил не только в области использования атомной энергии, но и охраны окружающей среды. Это полностью согласуется с содержанием ст. 215 УК РФ, охраняющей от радиоактивного заражения и окружающую среду.
В отличие от производства работ на иных объектах российское законодательство детально регламентирует процедуры не только приемки и ввода в эксплуатацию объектов атомной энергетики, но и процедуру вывода их из эксплуатации. Хотя диспозиция ст. 215 УК РФ при буквальном ее восприятии процедуру вывода ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения из эксплуатации отдельно не выделяет, таковая фактически является самостоятельным этапом процесса (жизненного цикла - эксплуатации соответствующего объекта), в рамках которого нарушение правил безопасности также подпадает под действие данной статьи УК РФ.
Нарушения правил безопасности могут выражаться в:
- нарушении условий разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, касающихся требований безопасности;
- неисполнении или ненадлежащем исполнении, в том числе уклонении от выполнения предписаний органов государственного регулирования безопасности;
- вводе в эксплуатацию или проведении работ на объектах атомной энергетики без разрешения (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- поставке, монтаже и вводе в эксплуатацию неисправного оборудования, приемке в эксплуатацию без сооружения и ввода в действие всех предусмотренных в проекте частей (блоков), оборудования и т.п. объекта;
- самовольном оставлении объекта работниками дежурной смены;
- в неустановлении санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, в пределах которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой в целях защиты населения района размещения объекта атомной энергетики;
- отсутствии в проекте обоснования и описания порядка вывода из эксплуатации объекта атомной энергетики; непринятии мер по предотвращению аварий и инцидентов и т.п. (см. также ст. 61 упомянутого выше Федерального закона "Об использовании атомной энергии").
Последствия преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 215 УК РФ, - угроза смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды, которая должна быть реальной.
Последствия преступления по ч. 2 ст. 215 УК РФ - см. ст. 118, 246 УК РФ, по ч. 3 - см. ст. 109 УК РФ.
Причинная связь подлежит обязательному установлению в два этапа: между деянием и возникновением угрозы, между возникшей угрозой и возможным наступлением последствий в виде смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды (территории).
Преступление считается оконченным с момента наступления угрозы причинения вреда здоровью людей либо радиоактивного заражения окружающей среды в результате оконченного (продолжаемого) нарушения правил безопасности (ч. 1); либо с момента наступления последствий, указанных в ч. 2 или ч. 3 ст. 215 УК РФ.
Субъективная сторона преступления - по формулировке законодателя - является сложной. Понятно, что нарушение собственно правил безопасности может совершаться либо умышленно, либо неосторожно. Но при этом уголовная ответственность за преступление, квалифицируемое по ч. 1 ст. 215 УК РФ, совершается с косвенным умыслом, а по ч. 2 и ч. 3 - только с двойной формой вины: в отношении самого факта нарушения правил может иметь место умысел, в отношении наступления последствий - текст статьи указывает лишь на неосторожную форму вины.
Субъектом преступления могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, работники (в том числе командированные) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работники (в том числе командированные) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, т.е. лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие признаками специального субъекта, - по приказу, нормативному акту или договору (иному уполномочию) профессионально (по служебной линии) занятые в области использования атомной энергии или осуществляющие контроль и надзор за соблюдением безопасности при производстве работ на объектах атомной энергетики.
Требования законодательства об экологической экспертизе могут быть нарушены и в других сферах, например, касающихся горных, строительных и прочих работ.
В УК РФ статьей 216 "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо крупного ущерба - основной состав. Квалифицирующими признаками является причинение по неосторожности смерти человека (ч. 2), двух или более лиц (ч. 3). В определенной степени эта статья может конкурировать со ст. 246 или 255 УК РФ, в частности, в тех случаях, когда правила безопасности и правила охраны окружающей среды (например, охраны и использования недр) имеют одинаковое содержание и параметры, либо со ст. 217 УК РФ, когда речь идет о строительных или иных работах на взрывоопасных объектах. Вопросы разграничения составов, предусмотренных статьей 216 УК РФ, с иными статьями УК РФ (ст.ст. 217, 218, 246, 247, 255, 269, 293), решаются с учетом сферы работ, обозначенных в диспозициях норм уголовного закона при наличии совпадений по признакам противоправности деяния, последствий преступления, иных признаков состава.
Разграничение с административными правонарушениями по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ осуществляется, в первую очередь, по последствиям деяния (в ч. 1 ст. 9.1. предусмотрен формальный состав).
Сложнее обстоит дело с разграничением ч. 1 ст. 216 УК РФ и ч. 2 ст. 9.4. КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение требований нормативных документов в области строительства (в их число входят и требования безопасности ведения строительных работ), повлекшее потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий. Эти последствия также могут быть оценены как значительный ущерб. Следовательно, по признакам объективной стороны разграничение проводится в зависимости от размера ущерба: до 500 тыс. руб. - ответственность наступает по ч. 2 ст. 9.4. КоАП РФ, свыше 500 тыс. руб. - по ч. 1 ст. 216 УК РФ.
Объектом посягательства является общественная безопасность при ведении определенных видов работ и, в частности, промышленная безопасность, жизнь и здоровье людей; а также собственность и другие охраняемые правом блага (например, окружающая среда), однако при двух условиях, если им нанесен крупный ущерб, если и связан с ведением указанных в тексте статьи работ. Здесь следует учитывать, что законодатель использовал оборот "крупный ущерб", что означает возможность умаления любого, а не только материально выраженного, например стоимостного, блага.
Под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, т.е. от разрушения сооружений, технических устройств, неконтролируемых взрывов, выбросов опасных веществ и проч., от существенных инцидентов, т.е. таких отказов или повреждений технических устройств, отклонений от режимов технологических процессов, которые могут нанести ущерб.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, заключается в несоблюдении специально установленных правил безопасности горных, строительных и иных работ, совершаемом путем как действия, так и бездействия; в последствиях и причинной связи между ними.
Под горными традиционно понимаются работы, осуществляемые на предприятиях горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, т.е. горные производства и работы (действующие, строящиеся и реконструируемые шахты, рудники, разрезы, прииски, солепромыслы); спецуправления и спецучастки шахтного гидротехнического, транспортного и специального строительства; углеобогатительные; углебрикетные, золотоизвлекающие фабрики, заводы, установки с подземными, открытыми и специальными горными работами; действующие, строящиеся и реконструируемые предприятия по переработке минерального сырья; дороги, здания, объекты в пределах земельного и горного отводов; нефтедобывающая промышленность и некоторые другие.
Специалисты в области горного права чаще говорят не о горных работах, а о горном производстве как процессе поиска и добычи полезных ископаемых, а также использования других свойств недр. Они включают в него виды деятельности, не только обеспечивающие процесс добычи, связанные с этим технику, технологии, организацию и т.п., но и эвакуацию добытого, отмечая, что при добыче нефти и особенно газа их транспортировка оказывает серьезное и в ряде случаев определяющее влияние на процесс добычи*(74).
Под строительными понимаются любые работы по сооружению, реконструкции, возведению, ликвидации различных объектов (производственных, административных, социально-культурных, жилых), для осуществления которых установлены правила безопасности (см. ст. 246 УК РФ).
Под иными понимаются любые виды работ, урегулированные правилами безопасности. Надо полагать, что слово "иные" использовано законодателем все же для обозначения опасных работ, связанных с применением сложного оборудования, техники и технологических процессов, которые могут выйти из-под контроля человека именно в случае нарушения правил безопасности. Это те работы, которые по опыту чаще всего сопряжены с риском аварий и катастроф, а не любые работы (понятно, что любой механизм может выйти из строя, любая операция, к примеру, пришивание пуговиц - привести к нанесению тяжкой травмы, но это - единичные случаи, исключительная вероятность, не требующая криминализации).
Таким образом, иные работы могут проводиться на опасных промышленных объектах, а их безопасное ведение регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и конкретизирующими его актами.
Ответственность по ст. 216 УК РФ наступает при нарушении правил безопасности любых опасных работ, кроме указанных в уголовном законе: ст. 217 - если иные работы ведутся на взрывоопасных объектах; ст. 218 - если в ходе этих работ используются взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества и пиротехнические изделия; ст. 219 - если специальные правила безопасности не совпадают с правилами пожарной безопасности, ст. 248 - если работы не связаны с обращением с микробиологическими или другими агентами и токсинами, а также экологически опасными веществами и отходами (см. ст. 247 УК РФ).
Последствиями по ч. 1 ст. 216 УК РФ являются причинение тяжкого вреда здоровью человека (см. ч. 1 ст. 111 УК РФ) либо крупного ущерба; по ч. 2 - причинение смерти человека, по ч. 3 - смерти двух или более лиц.
Крупный ущерб может выражаться в значительном материальном ущербе, т.е. в ущербе, превышающем 500 тыс. руб., нанесенном зданиям, сооружениям, находящемуся в них оборудованию и иным объектам; в повреждении систем энергообеспечения (например, систем водоснабжения); но не во вреде окружающей среде, причинение которого является одним из признаков, разграничивающих преступления, предусмотренные ст.ст. 216 и 246 УК РФ.
Наиболее тяжкими последствиями нарушения правил безопасности могут быть возникновение поражающих факторов, т.е. воздушной ударной волны, теплового излучения, обвалов, обрушения, образования провалов, затопления и т.п., которые, в свою очередь, вызывают целый комплекс материально выраженных последствий и различные виды ущерба зданиям, коммуникациям, объектам производственного, жилищного и другого назначения.
Статья 217 УК РФ "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах" предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба - основной состав. Квалифицирующими признаками является причинение по неосторожности смерти человека (ч. 2), двух или более лиц (ч. 3).
В статье устанавливается запрет совершения действий, состоящих в нарушении правил безопасности в строго определенных местах, выделенных по признаку взрывоопасности, а именно на объектах или в цехах, где ведутся взрывоопасные работы, используются взрывоопасные вещества. Данный запрет охватывает специальную область деятельности и дополняет наряду с запретами, содержащимися в ст.ст. 215 и 216, круг норм, охраняющих уголовно-правовыми средствами правопорядок в промышленности.
В статье содержатся состав поставления в опасность (ч. 1) и материальные составы преступления с альтернативными признаками разной степени общественной опасности - объективной стороны (последствий деяния) в ч. 1, 2 и 3 ст. 217 УК РФ.
В ней устанавливается ответственность за преступления средней тяжести (ч. 1 и ч. 2) и тяжкие (ч. 3). Данная статья является специальной по отношению к ст.ст. 216, 246 и 247 УК РФ из-за таких признаков, как место совершения преступления и противоправность деяния.
Объект: преступление посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье человека, собственность, порядок деятельности на особо выделенной группе объектов промышленности - химической, нефтеперерабатывающей и проч., в газовом хозяйстве, включая АЗС, котельные и т.п., где используемые технологии, материалы, оборудование, полуфабрикаты или готовая продукция потенциально способны к взрыву - взрывоопасны.
Объективная сторона преступления по ч. 1 состоит в нарушении правил безопасности, т.е. в действиях, прямо противоречащих установленным в нормативно-правовых актах требованиям, и в бездействии, выражающемся в несоблюдении этих требований, последствиях в виде создания угрозы причинения смерти человека или причинения крупного ущерба. И в том, и в другом случае признак объективной стороны - место совершения преступления - является обязательным: это взрывоопасные объекты и цехи.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 статьи - вина в форме косвенного умысла по ч. 2 и ч. 3 - двойная форма вины: по отношению к деянию - умысел, а к последствиям - неосторожность.
Субъект преступления специальный.
Разграничение со смежными специальными составами преступлений (ст.ст. 217, 219) проводится по объективной стороне - месту совершения преступления и противоправности (нарушение разных видов правил), со ст. 247 УК РФ - по противоправности и частично - по предмету преступления. Разграничение данного преступления с административным проступком, предусмотренным ч. 2 ст. 9.1. КоАП РФ, проводится по последствиям - для привлечения к административной ответственности не требуется каких бы то ни было последствий; достаточно факта нарушения требовании промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
Следующая группа преступлений, в ходе которых могут быть допущены нарушения законодательства об экологической экспертизе, это те, в которых основным объектом посягательства являются права граждан и порядок доступа к информации (ст.ст. 140 и 237 УК РФ).
Статья 140 "Отказ в предоставлении гражданину информации" предусматривает ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.
С объективной стороны преступление может быть совершено:
а) в форме неправомерного отказа в предоставлении гражданину названных в законе документов;
б) в предоставлении заявителю неполной или заведомо ложной информации.
Под неправомерным отказом в предоставлении информации понимается незаконный отказ как в письменной, так и устной форме. Отказ в предоставлении информации может выражаться как в действии (отказ в письменной или устной форме), так и в бездействии (фактическое непредоставление в определенный законом срок запрашиваемой информации, затягивание предоставления информации и т.п.).
Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и прочими информационными материалами, затрагивающими его права и свободы. А под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности.
Состав преступления по конструкции материальный и считается оконченным при наличии последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан.
Причиненный вред правам и законным интересам граждан может быть имущественным или моральным и выражаться в неполучении, несвоевременном либо неполном получении заработной платы или пенсии, в отказе в получении заслуженной награды и т.п.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность деяния, неправомерно отказывает в предоставлении документов и материалов либо предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам гражданина и желает этого.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ, может быть только должностное лицо.
Статья 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. Квалифицирующими признаками является совершение тех же деяний лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий (ч. 2).
Деяния, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на: обеспечение безопасности населения и территорий, надлежащий порядок функционирования уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также конституционные права граждан.
Предмет преступления - информация двух видов: о событиях, фактах или явлениях, представляющих угрозу для:
а) жизни и здоровья людей;
б) окружающей среды.
Предмет образует не только информация как таковая, но и порядок ее предоставления. При квалификации деяний следует учитывать также ограничения на получение такой информации, ее режим, круг должностных лиц и органов, обязанных ее предоставлять, и другие вопросы. Нормы, характеризующие предмет посягательства по ст. 237, представляют собой один из наиболее развитых блоков российского законодательства. Его образуют конституционные нормы, в первую очередь ст. 17, ч. 2 ст. 24, ст. 41, ст. 42 и предписания различных отраслей законодательства. Конституция РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с ними.
Преступления совершаются путем действий или бездействия, состоящих в сокрытии или искажении информации, указанной в диспозиции рассматриваемой нормы. Преступные последствия являются необходимыми только для материального квалифицированного состава по ч. 2 данной статьи. Для привлечения к ответственности по ч. 1 достаточно сокрытия или искажения информации.
Сокрытие информации - это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.
Искажение информации - это сообщение истинных, но неполных или неверных (полностью или частично) данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей ил окружающей среды.
Преступление считается оконченным (по ч. 1 и 2 в отношении формальных составов) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае - с момента предоставления искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц. Для материального состава по ч. 2 - с момента наступления последствий преступления.
Субъективная сторона: формальные составы преступлений, предусмотренные ст. 237 УК РФ, совершаются с прямым умыслом. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению названной в статье информации, по ее предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на получение достоверной полной информации для последующего влияния на ход событий и их последствия, для принятия своевременных мер по их ликвидации и предотвращению ущерба.
Материальный квалифицированный состав по ч. 2 характеризуется косвенным умыслом. Законодатель в этом случае не счел необходимым указать на наступление последствий в результате деяний, совершенных по неосторожности, тем самым подчеркнув особую меру ответственности субъектов преступления, т.е. лиц, занимающих ответственные должности. Такое решение основано, по всей видимости, на печальном опыте, когда сокрытие в течение нескольких дней факта аварии на Чернобыльской АЭС, затем - масштабов аварии привело к причинению вреда здоровью многих людей, которые из-за незнания элементарных мер предосторожности, попали под прямое воздействие радиационной излучения, употребляли воду и продукты с высоким содержанием радиоактивных осадков. Более того, последствия этого проявляются теперь на генетическом уровне, российское законодательство регулирует порядок компенсаций и иных мер граждан следующих поколений, потомкам тех, кто пострадал 26 апреля 1986 г.
Поэтому неверно указывают в данном случае на наличие вины в форме неосторожности (Красиков Ю.А)*(75), в тексте закона она не упоминается (см. ч. 2 ст. 21 УК РФ).
Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения и соответствующих органов информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в ч. 1 и 2 ст. 237 (см. также гл. 30 УК РФ).
В комментируемой статье специальный характер субъекта обусловлен наделением его в соответствии с законодательством должностными полномочиями либо служебными обязанностями. Это означает, что субъектом преступления по ч. 1 ст. 237 УК РФ могут быть не только должностные лица, но и иные, уполномоченные на выполнение определенных функций, если характер осуществляемой ими деятельности обязывает их направлять соответствующую информацию для всеобщего сведения или лицам, обязанным и способным передать такую информацию по назначению.
К должностным лицам согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе")*(76).
Представитель власти определен в примечании к ст. 318 УК РФ - это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (см. п. 2 указанного Постановления Пленума ВС РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
Разграничение со ст. 140 УК РФ "Отказ в предоставлении информации", являющейся общей по отношению к данной статье, проводится по признакам предмета преступления и объективной стороны (в ст. 237 УК РФ речь идет о специальной информации, и не установлена ответственность за отказ в предоставлении или за заведомо ложную информацию); применительно к ч. 2 - по признакам субъекта и последствиям деяния.
Разграничение ч. 1 ст. 237 УК РФ со ст. 8.5. "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ осуществляется по признакам, главным образом предмета, дополнительно - объективной стороны (состав административного правонарушения предусматривает ответственность и за несвоевременное сообщение). Это означает, что если экологическая информация содержала сведения о фактах, событиях, явлениях, угрожающих жизни или здоровью людей либо окружающей среде, то ее сокрытие или искажение влекут за собой уголовную ответственность.
Разграничение со ст. 19.7. "Непредоставление сведений (информации)" и ст. 19.19. "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерения" КоАП РФ осуществляется также в первую очередь по предмету и объективной стороне.
Наконец, поскольку согласно статье 30 комментируемого Закона многие нарушения законодательства об экологической экспертизе могут быть совершены должностными лицами, следует учитывать возможность их привлечения по статьям главы 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", в частности, по ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 290 "Получение взятки", ст. 291 "Дача взятки", ст. 292 "Служебный подлог"*(77).
4. Сложнее дело обстоит с решением второй проблемы, касающейся привлечения к уголовной ответственности за нарушения, повлекшие "тяжкие или косвенные экологические и иные последствия". Во-первых, УК РФ не употребляет понятия "косвенных" экологических и (или) иных последствий. Во-вторых, "иные" нарушения, не являющиеся нарушениями законодательства об экологической экспертизе - благодаря употреблению в тексте статьи 31 комментируемого Закона союза "или" не могут являться предметом регулирования этого Закона. Следовательно, эта часть нормы является избыточной и применению подлежать не может.