Создание фонда

Статья 4. Создание фонда
1. Негосударственным пенсионным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Исключительные виды деятельности негосударственных пенсионных фондов перечислены в комментарии к ст. 2 Закона.
Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:
- принятие учредителями решения о создании фонда;
- принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;
- государственная регистрация фонда;
- получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан в результате волеизъявления учредителей, т.е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей. Учредителями могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, которые не являются:
- иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма");
- общественными объединениями или религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
Учредителями могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Кроме того, учредителями фонда могут выступать иные юридические лица.
Решение учредителей создать негосударственный пенсионный фонд оформляется письменно, например, в виде решения о создании или договора об учреждении совместных действиях (глава 55 ГК РФ). По договору о совместной деятельности стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. Этот договор регламентирует обязанности каждого учредителя, необходимые для создания фонда. Действие договора, как правило, прекращается с момента государственной регистрации фонда.
В случае создания фонда в результате реорганизации уже существующего юридического лица, основанием является решение о реорганизации реорганизуемого такого лица. Данное решение может быть принято учредителями такого лица, органом управления, уполномоченным на то учредительными документами, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Статья 57 ГК РФ выделяет 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
За этапом принятия решения о создании фонда следует этап утверждения его учредительных документов. У фонда есть только один учредительный документ - устав. Устав представляет собой локальный нормативный правовой акт, регулирующий деятельность фонда, взаимодействие фонда с учредителями, участниками, вкладчиками, страхователями и другими заинтересованными лицами. Устав фонда должен удовлетворять требованиям, установленным ст. 6 комментируемого Закона. Устав утверждается общим собранием учредителей.
Общее собрание учредителей также решает вопрос о формировании уставного капитала: порядок его формирования, размер, порядок оценки имущества, передаваемого учредителями в уставной фонд. Непосредственная передача имущества в собственность фонда будет происходить после государственной регистрации нового юридического лица.
На общем собрании учредителей избираются органы управления фонда в соответствии с уставом, в том числе лицо, которое будет действовать от имени фонда без доверенности.
Начиная с этого момента, фонд частично обладает свойствами юридического лица, приобретает организационное единство (фонд с утверждением устава приобретает черты самостоятельного субъекта гражданских правоотношений: свое наименование, предмет и цели деятельности, органы управления и т.д.). Полностью фонд будет обладать правоспособностью и дееспособностью юридического лица после государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации фонда в случаях, предусмотренных вышеуказанным законом.
С момента государственной регистрации фонд выступает в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, т.е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Обладая правоспособностью и дееспособностью юридического лица, фонд не вправе осуществлять деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию без специального разрешения - лицензии. Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" фонд обладает специальной (целевой) правоспособностью, т.е. не вправе совершать сделки, противоречащие целям его создания и предмету его деятельности, указанному в учредительных документах. В соответствии со ст. 168 ГК РФ такие сделки считаются ничтожными. Поэтому для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию необходимо, чтобы в уставе фонда были указаны соответствующие виды деятельности, иначе лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии.
2. Уставной фонд первоначально формируется за счет вкладов учредителей. В дальнейшем увеличение уставного фонда возможно за счет благотворительных взносов, целевых взносов вкладчиков, доходов фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и других законных поступлений (ст. 17 комментируемого Закона). После передачи имущества в уставной фонд учредители утрачивают все права на это имущество.
Передача имущества по существу является сделкой и должна происходить с учетом требований законодательства. Так, сделки с недвижимостью и права на него подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Переданное учредителями имущество является собственностью фонда. Средства фонда могут быть использованы только для целей, определенных уставом. Поэтому сделка, совершенная фондом с использованием своего имущества на цели, не соответствующие его уставу, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителей и иного заинтересованного лица.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает имущественную ответственность фонда, т.е. по своим обязательствам фонд отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Однако взыскание может быть обращено не на все имущество фонда.
Имущество, находящиеся в собственности фонда, разделяется на три части, каждая из которых имеет свое целевое назначение:
- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда,
- пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения исполнения обязательств фонда перед вкладчиками и участниками фонда;
- пенсионные накопления, предназначенные для обеспечения исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами.
Такое строение собственного имущества определяет особенности имущественной ответственности фонда. На каждый вид собственного имущества фонда может быть обращено взыскание по его долгам перед определенными категориями лиц. На средства пенсионных накоплений может быть обращено взыскание только по долгам фонда перед застрахованными лицами. На средства пенсионных резервов может быть обращено взыскание только по долгам фонда перед его участниками или вкладчиками. По долгам перед третьими лицами фонд отвечает имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности.
4. Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства. Таким образом, устанавливается отдельная имущественная ответственность учредителей, вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц, государства и фонда. Взыскание по долгам застрахованных лиц и участников может быть обращено на выплаты, осуществляемые фондом в пользу соответствующих лиц, на основании решения суда.
Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от ПФР, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.
Статья 56 ГК РФ устанавливает исключение из этого правила, в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам