Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

Статья 34. Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью
1. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669 государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования отнесено к ведению двух федеральных органов исполнительной власти:
- Минздравсоцразвития России;
- ФСФР России.
Эти органы осуществляют государственное регулирование разных правоотношений. Минздравсоцразвития России регулирует правоотношения в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, возникающие между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является ПФР. ФСФР России регулирует все остальные правоотношения в указанной области.
Функции контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов выполняются Минздравсоцразвития России и ФСФР России в рамках своих полномочий.
Так, Минздравсоцразвития России принимает нормативные правовые акты по вопросам, регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также правоотношений, субъектом которых является ПФР. Например, Минздравсоцразвития России утверждает форму уведомления о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании, утверждает инструкцию по заполнению формы заявления застрахованного лица о смене страховщика обязательного пенсионного страхования, утверждает по согласованию с ФСФР России форму уведомления ФСФР России об объеме средств пенсионных накоплений, переданных предыдущим страховщиком новому страховщику и др.
Министерство обращается в ФСФР России по вопросам целесообразности проведения проверок субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, в том числе при реорганизации негосударственных пенсионных фондов.
Круг задач, выполняемых ФСФР России в рамках осуществления надзора и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, шире:
- надзор и контроль за соблюдением требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- надзор и контроль по учету пенсионных обязательств негосударственных пенсионных фондов, назначению и выплатам негосударственных пенсий участникам фонда, учету средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также по назначению и выплатам накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
- контроль за деятельностью объединенных гарантийных фондов, созданных негосударственными пенсионными фондами;
- лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- уведомительная регистрация негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;
- регистрация правил негосударственных пенсионных фондов, а также изменений, вносимых в такие правила и др.
2. ФСФР России является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности не только негосударственных пенсионных фондов, но и управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.
ФСФР России в своей деятельности руководствуется комментируемым Законом, другими федеральными законами и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317. К полномочиям ФСФР России в указанной сфере деятельности относится принятие нормативных правовых актов, регулирующих следующие вопросы:
- порядок регистрации правил фонда и изменений к ним,
- нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами,
- нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования,
- порядок подачи фондом заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, его регистрации и публикации сведений о регистрации такого заявления,
- порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах;
- порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса;
- по согласованию с Минздравсоцразвития России порядок, формы и сроки отчетности негосударственных пенсионных фондов;
- порядок, формы и сроки отчетности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением отчетности негосударственных пенсионных фондов;
- порядок предоставления (раскрытия) информации о деятельности негосударственного пенсионного фонда;
- порядок и сроки раскрытия управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, сформированных в негосударственном пенсионном фонде, информации о структуре и составе ее акционеров (участников);
- порядок и сроки раскрытия специализированным депозитарием, заключившим договор об оказании услуг с негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений, информации о структуре и составе его акционеров (участников).
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает полномочия ФСФР России по регулированию негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Перечень полномочий не является исчерпывающим. ФСФР России может предпринимать и иные действия, предусмотренные комментируемым Законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
При осуществлении возложенных на нее функций ФСФР России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая инструкции и методические указания в отношении установления стандартов распространения, предоставления или раскрытия информации и форм отчетов, а также по вопросам надзора и контроля за указанной деятельностью. Примерами таких документов являются:
- приказ ФСФР России от 13 ноября 2007 г. N 07-107/пз-н;
- приказ ФФСФР России от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н.
Выработка государственной политики в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также разработка правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности относится к компетенции Минфина России. Минфин России обеспечивает единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. ФСФР России совместно с Минфином России устанавливает правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности фондов. Примером является приказ ФСФР России от 30 августа 2007 г. N 07-92/пз-н. Этот приказ устанавливает состав годовой и квартальной отчетности фонда, сроки предоставления отчетов в ФСФР России, порядок их оформления. Входящая в состав годовой отчетности бухгалтерская отчетность оформляется в соответствии с приказом Минфина России от 10 января 2007 г. N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов" (далее приказ Минфина России от 10 января 2007 г. N 3н).
ФСФР России осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в порядке, предусмотренном ст. 7.1 комментируемого Закона. Кроме указанной деятельности ФСФР России лицензирует деятельность управляющих компаний фонда и специализированного депозитария в порядке, определенном приказом ФСФР России от 10 февраля 2009 г. N 09-4/пз-н.
ФСФР России осуществляет уведомительную регистрацию фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика в соответствии с требованиями ст. 36.1 комментируемого Закона. ФСФР России рассматривает заявление фонда в течение 10 дней, проверяет соответствии фонда предъявляемым к страховщику обязательного пенсионного страхования установленным требованиям. В случае регистрации фонда в качестве страховщика ФСФР России уведомляет об этом ПФР в течение 10 дней с момента регистрации. С момента регистрации фонд имеет право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Правила фонда представляют собой нормативный документ, разрабатываемый фондом в целях установления порядка и условий исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании. Правила порождают обязанности не только для фонда, но и для третьих лиц - участников, застрахованных лиц, вкладчиков и др. Правила фонда разрабатываются фондом в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 9 комментируемого Закона. Процедура принятия правил предусматривает их регистрацию в ФСФР России. Регистрация правил происходит в процессе мероприятий, связанных с выдачей лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Вносимые изменения и дополнения в правила также вступают в силу только после их регистрации в ФСФР России.
ФСФР России раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию:
- наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий;
- место нахождения фонда и его обособленных подразделений;
- бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках фонда, аудиторское и актуарное заключения;
- размер дохода от размещения пенсионных резервов, подлежащего зачислению на пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- запрет на проведение всех или части операций и др.
Информацию об аннулирование лицензии фонда ФСФР России размещает на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня после принятия соответствующего решения.
ФСФР России обязана уведомить ПФР о регистрации фонда в качестве страховщика обязательного пенсионного страхования и о принятом решении об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Пенсионный фонд уведомляется в случае принятия решения ФСФР России о запрете на проведение всех или части операций.
ФСФР России для осуществления своих полномочий в области негосударственного пенсионного обеспечения запрашивает у управляющих компаний, специализированных депозитариев и фондов информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Запрос составляется в письменном виде на официальном бланке ФСФР России и подписывается уполномоченным лицом.
ФСФР России проводит проверки субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. Предметом проверки являются:
- соблюдение лицензионных требований и условий;
- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации, к предоставлению отчетности;
- соблюдение требований и условий по управлению пенсионными резервами фондов, доверительному управлению средствами пенсионных накоплений;
- соблюдение организациями требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных;
- деятельность негосударственных пенсионных фондов по учету пенсионных обязательств, назначению и выплатам негосударственных пенсий участникам фонда, учету средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также по назначению и выплатам накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
- соответствие собственных средств организаций и иных финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, установленным законодательством Российской Федерации и др.
По результатам проверки ФСФР России может выдать предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
ФСФР России принимает нормативные документы, регулирующие сдачу отчетности фондов. Так, упоминавшийся ранее приказ ФСФР России от 30 августа 2007 г. N 07-92/пз-н утверждает Положение о годовом отчете и квартальной отчетности фонда, сроки сдачи отчетов, состав отчетности и требования к заполнению отчетов. Аудиторское и актуарное заключение признаются неотъемлемой частью годовой отчетности фонда (подробнее - см. комментарий к ст. 8 Закона).
Комментируемая статья устанавливает обязанность ФСФР России ежегодно публиковать в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Формы публикации указанных сведений установлены постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 751.
ФСФР России устанавливает квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. Приказом ФСФР России от 5 ноября 2008 г. N 08-48/пз-н утверждена Программа специализированного квалификационного экзамена для специалистов финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (экзамен пятой серии). Для успешного прохождения экзамена надо набрать не менее 80 баллов из 100 возможных.
ФСФР России ведет реестр аттестованных лиц в целях учета и контроля выданных квалификационных аттестатов. Реестр содержит следующие данные о каждом аттестованном лице:
- фамилию, имя, отчество; паспортные данные (данные документа, удостоверяющего личность): название, серию, номер и дату выдачи и наименование органа, выдавшего документ; данные по месту регистрации (месту пребывания); контактные телефоны; данные о высшем образовании (при наличии);
- дата и номер решения о присвоении квалификации и выдаче квалификационного аттестата и название органа (организации), принявшего такое решение;
- наименование специализации;
- серию и номер бланка квалификационного аттестата;
- дату и номер приказа ФСФР России об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица либо приказа об утверждении решения аттестационной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица (для лиц, в отношении которых было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата);
- дату и номер приказа ФСФР России об утверждении решения аттестационной комиссии об исключении аттестованного лица из реестра (для лиц, в отношении которых было принято решение об исключении из реестра);
- дату и номер приказа ФСФР России о включении в реестр лица, ранее исключенного из реестра, либо приказа об утверждении решения аттестационной комиссии о включении в реестр лица, ранее исключенного из реестра (для лиц, ранее исключенных из реестра, в отношении которых было принято решение о включении в реестр);
- данные об организации, являющейся местом работы аттестованного лица: наименование; почтовый адрес; данные о соответствующей лицензии;
- должность, которую аттестованное лицо занимает в организации.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица принимается ФСФР России в случае неоднократного или грубого нарушения им законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондов.
Квалификационные экзамены принимают организации, аккредитованные ФСФР России в порядке, определенном приказом ФСФР России от 8 августа 2006 г. N 06-87/пз-н. Может быть аккредитована организация, удовлетворяющая следующим требованиям:
- юридическое лицо;
- наличие аттестационной комиссии, сформированной не менее чем из 5 членов, документа, определяющего порядок работы такой комиссии;
- наличие программно-технического обеспечения, позволяющего формировать экзаменационные тесты в соответствии с программами квалификационных экзаменов, утверждаемыми ФСФР России;
- наличие соответствующего документа, регламентирующего прием квалификационных экзаменов;
- если организация является образовательным учреждением, то она должна осуществлять образовательную деятельность в течение не менее 5 лет, предшествующих подаче документов для получения аккредитации и обучить не менее 200 дипломированных специалистов (бакалавров, магистров) по специализациям: "Ценные бумаги", "Рынок ценных бумаг", "фондовые рынки", или "Финансовые рынки", относящимся к специальности высшего профессионального образования "Финансы и кредит", либо в течение 3 лет, предшествующих подаче документов для получения аккредитации, - не менее 3 000 граждан для сдачи квалификационных экзаменов ФСФР России.
Для получения аккредитации претендент представляет в ФСФР России следующие документы:
- анкету-заявление;
- копии учредительных документов;
- копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности (для образовательных учреждений) либо копию разрешения на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации;
- список членов аттестационной комиссии претендента;
- регламент работы комиссии в двух экземплярах.
Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается ФСФР России в течение 15 рабочих дней с даты поступления документов.
Аккредитация осуществляется на срок 3 года, который может быть продлен при соблюдении следующих условий:
- соответствие претендента условиям аккредитации;
- выдача претендентом не менее 500 аттестатов специалистов финансового рынка в течение 3 лет, предшествующих подаче документов на продление аккредитации.
ФСФР России принимает решение об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица в случае неоднократного или грубого нарушения им законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.
ФСФР России рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями комментируемого Федерального закона.
Заявление представляет собой официальное обращение лица (или нескольких лиц) в ФСФР России или к должностному лицу, не связанное, с нарушением прав и законных интересов заявителя. Заявления рассматриваются в порядке, установленном внутренними документами ФСФР России для конкретного вида заявления. Одним из видов заявления является обращение.
Жалоба представляет собой официальное заявление с просьбой об устранении нарушения прав и свобод гражданина. Жалоба должна содержать следующую информацию:
- фамилия, имя отчество лица, подавшего жалобу, адрес места жительства или места пребывания;
- наименование органа и должностного лица, действия которого обжалуются;
- суть жалобы;
- подпись заявителя.
Жалоба подается в произвольной форме, написанная собственноручно или машинописным способом. По усмотрению заявителя, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения. Указание фамилии, имени и отчества заявителя обязательны, так как анонимные жалобы не рассматриваются. Жалоба должна быть написана разборчиво и не содержать оскорбительные выражения или угрозы должностному лицу.
Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее регистрации. Этот срок может быть продлен в исключительных случаях, например, при необходимости проведения дополнительной проверки содержащихся в жалобе сведений. В этом случае заявитель уведомляется о продлении срока рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней. По результатам рассмотрения жалобы ФСФР России может принять решение о наказании должностного лица, действия которого обжаловались. Письменный ответ доводится до заявителя.
Комментируемая статья предусматривает возможность ФСФР России привлекать фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности, а также обращаться в суд с требованием о ликвидации фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, осуществляющих деятельность без соответствующих лицензий. ФСФР России обладает правом обращения в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ) с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов.
5. ФСФР России проводит проверки организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России, в соответствии с приказом ФСФР России от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н. Проверки организаций могут проводиться работниками ФСФР России самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками федеральных органов исполнительной власти. Во время проведения проверок специалисты ФСФР России беспрепятственно получают доступ в проверяемые организации, могут снимать копии с документов, проводить при необходимости экспертизы.
Выделяют плановые и внеплановые, выездные и камеральные проверки. Плановые проверки проводятся в соответствии с планами и графиками, утверждаемыми приказами ФСФР России. Под выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая по месту нахождения и/или ведения деятельности организации. Выездные проверки бывают плановые, внеплановые, а также совместные. Совместная выездная проверка предусматривает включение в состав группы уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти. Внеплановые назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в случае поступления информации о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Камеральная проверка проводится по месту нахождения ФСФР России посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений. Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях действующего законодательства.
Любая проверка может осуществляться только на основании приказа руководителя (его заместителя) ФСФР России или территориального органа ФСФР России. В этом приказе обязательно должны быть указаны следующие данные:
- номер и дата приказа;
- наименование проверяющего органа
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченных на проведение проверки (члены комиссии);
- наименование юридического лица, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания проверки.
Заверенная печатью ФСФР России копия приказа о проведении проверки предъявляется руководителю или иному должностному лицу организации. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе о проведении проверки. При проведении проверки члены комиссии не имеют права осуществлять проверку по вопросам, не указанным в приказе.
Сотрудники ФСФР России во время проведении проверки при предъявлении приказа о проведении проверки и служебных удостоверений получают право беспрепятственного доступа в помещения фондов, а также право доступа к документам и информации (в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом), которые необходимы для осуществления контроля, а также доступ к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
6. ФСФР России может проводить плановые проверки. Плановые проверки проводятся в соответствии с планами и графиками, утверждаемыми приказами ФСФР России. В отношении одного лица ФСФР России может быть проведено не более одной плановой проверки в год. В случае проведения ФСФР России плановой выездной проверки организации, являющейся членом саморегулируемой организации управляющих компаний, привлекаются уполномоченные работники соответствующей саморегулируемой организации.
Внеплановые проверки ФСФР России проводит в следующих случаях:
1) контроля исполнения предписаний об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;
2) получения следующей информации:
- от органов государственной власти о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России,
- от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией законодательства Российской Федерации, может проводиться без назначения камеральной проверки путем затребования у этой организации необходимых объяснений, информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.
Должностные лица, представители проверяемой организации во время проведения проверки имеют право:
- знакомиться со своими правами и обязанностями;
- обжаловать действия членов комиссии руководителю ФСФР России;
- знакомиться с актом проверки, прилагать к нему необходимые справки и письменные возражения.
По результатам проверки составляется акт, который подписывается членами комиссии. На акте делается отметка об ознакомлении с актом представителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случая отказа от ознакомления на акте делается отметка об отказе в ознакомлении с указание причин отказа. К акту прикладываются обнаруженные в ходе проверки документы, свидетельствующие о нарушениях. Акт должен содержать следующие позиции:
- дата, время и место составления акта;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого проведено мероприятие по контролю;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица;
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
Члены комиссии при проведении проверки имеют право:
- при предъявлении служебного удостоверения находиться на территории, в административных зданиях и служебных помещениях организации;
- вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
- требовать и получать все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и другие), в том числе, доступ к которым ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом;
- требовать и получать копии документов в бумажном и/или электронном виде и после надлежащего их оформления приобщать к материалам проверки (письменные копии документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью организации);
- требовать и получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме "только для чтения", документации на используемые автоматизированные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;
- требовать и получать письменные и устные разъяснения по существу проверяемых вопросов.
По результатам проведенной проверки ФСФР России может принять одно из следующих решений:
- о направлении организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений впредь;
- о направлении предписания о запрете или ограничении проведения организацией отдельных операций;
- о приостановлении действия лицензии, выданной организации;
- об аннулировании лицензии, выданной организации.
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то решение принимается в форме предписания, в котором указываются сроки устранения нарушений. Информация об устранении установленных нарушений может быть доведена юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем до сведения ФСФР России в форме отчета. В случаях установления нарушений, не относящихся к компетенции ФСФР России, информация о таких нарушениях представляется другим органам в соответствии с их компетенцией. В этом случае материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий надзорный орган.
ФСФР России вправе обращаться в установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
- органов внутренних дел Российской Федерации;
- органов федеральной службы безопасности;
- федеральных органов государственной охраны;
- таможенных органов Российской Федерации;
- службы внешней разведки Российской Федерации;
- федеральной службы исполнения наказаний;
- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.