Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции

 

Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") определяет монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Деятельность фондов и управляющих компаний не предполагает большой конкуренции по причине высоких требований, предъявляемых к ним комментируемым Законом. Поэтому доминирующее положение фонда и управляющих компаний на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако фондом, управляющей компанией и антимонопольным органом должны быть приняты все меры для недопущения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением.
Доминирующее положение фонда определяется Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее - ФАС России) в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 17 мая 2006 г. N 129. Доминирующее положение фонда устанавливается на основе анализа конкурентной среды на федеральном и/или на региональных рынках услуг по негосударственному пенсионному обеспечению. При этом доминирующее положение на федеральном рынке определяется только для фонда, осуществляющего свою деятельность не менее чем в двух субъектах Российской Федерации. Доминирующее положение фонда определяется в границах рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от его места нахождения, определенного в учредительных документах. К услугам по негосударственному пенсионному обеспечению относятся услуги фондов, количественной характеристикой которых является объем сформированных пенсионных резервов на последнюю отчетную дату.
Доля фонда на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется исходя из отношения суммы его оборота по негосударственному пенсионному обеспечению к общей сумме оборота фондов в установленных границах рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению. Положение фонда признается доминирующим при превышении доли на федеральном рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению 10% или на региональном - 25%.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
- направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности,
- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,
- причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Например, создание препятствий доступа на рынок другим фондам или управляющим компаниям является недобросовестной конкуренцией.
ФАС России обеспечивает государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения антимонопольного законодательства.
Для осуществления предупреждения нарушений антимонопольного законодательства фондами и управляющими компаниями Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено получение согласия ФАС на совершение следующих сделок:
- приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного общества;
- приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества;
- приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
- приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
- приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
- приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ;
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.
Указанное разрешение запрашивается у ФАС России при условии, что стоимость активов по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 указанная величина установлена в размере 100 миллионов рублей. Сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
ФАС России участвует в проверках, проводимых ФСФР России, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России создает специальную комиссию, состоящую не менее чем из трех человек. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства фондами и управляющими компаниями в комиссию включаются сотрудники ФСФР России, составляющие половину членов комиссии. В этом случае число членов комиссии должно быть четным. Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее половины общего количества членов комиссии, но не менее трех. Вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией, решаются членами комиссии большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает решение, в котором указываются:
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
- выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;
- выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).
На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой административную ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ). Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
Предписанием на лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, может быть возложена обязанность по перечислению в федеральный бюджет дохода, полученного от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
К административным правонарушениям антимонопольного законодательства относятся следующие правонарушения:
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КоАП РФ);
- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (статья 14.32 КоАП РФ);
- недобросовестная конкуренция (статья 14.33 КоАП РФ);
- ограничение свободы торговли (статья 14.9 КоАП РФ);
- нарушение порядка ценообразования (статья 14.6 КоАП РФ);
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (статья 19.5 КоАП РФ);
- непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (статья 19.8 КоАП РФ).
Антимонопольный орган при обнаружении фактов, свидетельствующих об уголовно наказуемом деянии, подготавливает и направляет документы в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции".