Ограничение доступа к информации о плательщике страховых взносов

Комментируемая статья регламентирует ограничение доступа к информации о плательщике страховых взносов, причем во многом в точности по аналогии с тем, как в ст. 102 части первой НК РФ определен правовой режим налоговой тайны. В этой связи, прежде всего, следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в определении КС России от 30 сентября 2004 г. N 317-О, специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами РФ своих функций, установленных данным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации; поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Подробнее

Ответственность органов контроля за уплатой страховых взносов, а также их должностных лиц

В ст. 52 Конституции РФ установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в ст. 16 части первой ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В ст. 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Подробнее

Обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов

В комментируемой статье закреплены обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов. Эти обязанности в точности аналогичны обязанностям должностных лиц налоговых органов, установленных в п. 1 и 2 ст. 33 части первой НК РФ. В то же время не учтен п. 3 указанной статьи, согласно которому (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Подробнее

Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов

В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень прав, предоставляемых органам контроля за уплатой страховых взносов. Этот перечень предусмотрен во многом по аналогии с тем, как в п. 1 ст. 31 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) определен перечень прав налогового органа. В то же время в ч. 1 комментируемой статьи не вошли положения, согласно которым налоговые органы вправе:

производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3);
Подробнее

Права и обязанности плательщиков страховых взносов

В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень прав, предоставляемых плательщикам страховых взносов. Этот перечень предусмотрен во многом по аналогии с тем, как в п. 1 ст. 21 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) определен перечень прав налогоплательщиков. В ч. 1 комментируемой статьи не вошли лишь положения указанной нормы, согласно которым налогоплательщики имеют право: использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3); получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом (подп. 4); на соблюдение и сохранение налоговой тайны (подп. 13).

Подробнее

Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом в ч. 2 данной статьи установлено, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст. 26 данного Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Подробнее

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов

В комментируемой статье регламентированы зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, а в следующей за ней - возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. В этом же порядке в соответствии с ч. 3 ст. 60 комментируемого Закона осуществляется зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС по состоянию на 31 декабря 2009 г. (см. комментарий к указанной статье). Право плательщиков страховых взносов на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено в п. 3 ч. 1 ст. 28 комментируемого Закона. Корреспондирующие этому праву обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов закреплены в п. 5 ч. 3 ст. 29 данного Закона.

Подробнее

Пени

Как определено в ч. 1 комментируемой статьи, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными комментируемым Законом сроки. В точности аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 75 части первой НК РФ в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ (а ранее также содержалась в п. 2 ст. 26 Закона об обязательном пенсионном страховании). В этой связи необходимо отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении КС России от 15 июля 1999 г. N 11-П*(173), пеня относится как правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства; правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Подробнее

Обязанности банков

В комментируемой статье установлены обязанности банков, причем во многом по аналогии с тем, как в ст. 60 части первой НК РФ установлены обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и в ст. 86 данного Кодекса - обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Речь идет об обязанностях банков как иных лиц по отношению к плательщикам страховых взносов (обязанности банков как плательщиков страховых взносов закреплены в ст. 28 комментируемого Закона), об обязанностях банков как агентов государства, посредством которых производятся платежи в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Подробнее

Списание безнадежных долгов по страховым взносам

Комментируемая статья регламентирует списание безнадежных долгов по страховым взносам по аналогии с тем, как в ст. 59 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) регламентировано списание безнадежных долгов по налогам и сборам:

недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам (п. 1);
Подробнее