Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели
В соответствии с п. 1 ст. 23 части первой ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно п. 2 указанной статьи глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (как и государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ)*(32), что и указано непосредственно в ч. 1 его ст. 1.

Подробнее

Банк России

Банк России
Согласно ст. 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами; функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; Банк России является юридическим лицом.

Подробнее

Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды
Исходя из положений ст. 144 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ*(31)) государственные внебюджетные фонды также как и государственные органы имеют два уровня: федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Как представляется, терминологически точнее было бы говорить как об участниках отношений не о государственных внебюджетных фондах, а об органах их управления.

Подробнее

Иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации

Иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации
Речь идет о государственных и муниципальных органах, не являющихся органами государственной власти и органами местного самоуправления. К таким органам, в частности, относятся: на федеральном уровне - Счетная палата РФ, органы прокуратуры РФ, Центральная избирательная комиссия РФ; на региональном уровне - контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; на местном уровне - избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами. Статус указанных органов регламентирован соответственно Федеральными законами от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"*(28), "О прокуратуре Российской Федерации" (изложен полностью в новой ред. Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ)*(29), от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(30).

Подробнее

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ)*(27) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В части 2 указанной статьи установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Подробнее

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(23) (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В пункте 2 названного Указа установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"*(24) (в ред. последующих изменений).

Подробнее

Российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации

Российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации
Определения указанных понятий следуют из положения п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ*(22)), в котором дано определения понятия "организация" для целей налогообложения: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации). Как видно, определение понятия "иностранная организация" одновременно включает в себя как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства.

Подробнее

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Определяя сферу применения комментируемого Закона, часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Понятия "конкуренция", "монополистическая деятельность" и "недобросовестная конкуренция" определены в п. 7, 10 и 9 ст. 4 комментируемого Закона соответственно (см. указанную статью и комментарий к ней).

Подробнее

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
1. Определяя состав антимонопольного законодательства РФ (для его обозначения в юридико-технических целях введено сокращение "антимонопольное законодательство"), часть 1 комментируемой статьи прежде всего устанавливает, что такое законодательство основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ.
Конституция РФ согласно ч. 1 ее ст. 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"*(12), в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Там же указано, что суд, разрешая дело, применяет 

Подробнее

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
1. В части 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями. В основе определения предмета регулирования комментируемого Закона лежит норма п. 1 ст. 10.bis "Недобросовестная конкуренция" Конвенции по охране промышленной собственности (см. введение), согласно которой страны Союза по охране промышленной собственности обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, а также норма п. 1 ст. 10 части первой ГК РФ, в которой наряду с прочим установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Подробнее