Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
В комментируемой статье устанавливается механизм оспаривания (обжалования) постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) как мера защиты от неправомерных действий указанных лиц, которую Закон об исполнительном производстве гарантирует в данном случае сторонам исполнительного производства и иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Аналогичный механизм был предусмотрен и ранее, в ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., однако ч. 1 комментируемой статьи расширяет круг лиц, которые могут использовать такую меру защиты, включив в их число не только взыскателя и должника, но и иных лиц, чьи права и интересы нарушены в процессе исполнительного производства.

Подробнее

Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе

Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе
В настоящей статье, как и в других статьях комментируемого Закона (ст. 118, ч. 2 ст. 119), предусматривается дополнительная мера по защите прав лиц при совершении исполнительных действий.
В частности, наряду с последствиями неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе, предусмотренными ст. 106 Закона об исполнительном производстве, и применением мер ответственности за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, указанные в ст. 113 Закона об исполнительном производстве, законодатель гарантирует и защиту прав организаций от лиц, виновных в неисполнении исполнительного документа (ст. 120 Закона об исполнительном производстве).

Подробнее

Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий
В ч. 1 комментируемой статьи речь идет о таких случаях, когда судебным приставом-исполнителем в процессе совершения исполнительных действий по обращению взыскания на имущество, в том числе при производстве ареста имущества, затрагиваются права не взыскателя и должника, защита которых охватывается положениями ст. 121 Закона об исполнительном производстве и осуществляется в порядке оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, а других заинтересованных лиц.
В названной норме предусматривается возможность защиты гражданских прав и интересов граждан и организаций, нарушенных при аресте имущества, путем предъявления иска о праве гражданском, касающемся принадлежности имущества, на которое обращается взыскание.
Спор о принадлежности имущества и восстановлении нарушенного права может возникнуть при совершении исполнительных действий, связанных с обращением взыскания на имущество и наложением ареста на имущество, когда исполнением затрагиваются имущественные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами в исполнительном производстве.

Подробнее

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (ст.ст. 118 - 121)

Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа
Комментируемая статья устанавливает механизм защиты прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа о взыскании с должника денежной суммы, обязанность по перечислению которой возложена на лицо, выплачивающее должнику периодические платежи.
Аналогичная мера защиты прав взыскателя предусматривалась и ранее в ст. 91 Закона об исполнительном производстве 1997 г., однако ее содержание претерпело некоторые изменения, направленные на расширение гарантий защиты прав взыскателя, и конкретизировалось.

Подробнее

Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий

Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.
В случае прекращения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.
В Законе об исполнительном производстве 1997 г. был предусмотрен институт авансирования расходов взыскателем. При этом в случаях прекращения исполнительного производства из-за безосновательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и возвращения исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий взыскивались с взыскателя.

Подробнее

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий (ст.ст. 116 - 117)

Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий
Согласно ч. 1 комментируемой статьи расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Как очевидно из указанного определения, расходы по совершению исполнительных действий связаны только с одним бюджетом бюджетной системы РФ - федеральным бюджетом, что объясняется тем, что финансовое обеспечение деятельности службы судебных приставов, на которую возложено принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок и размеры финансирования расходов, связанных с осуществлением привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, определяются Правительством РФ (см. ст. 22 Закона о судебных приставах). Положение о финансировании расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1018*(71).

Подробнее

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа
В случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право выносить постановление о наложении штрафа. Данное постановление выносится без составления протокола и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении.
Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо административный штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.
В связи со внесенными в КоАП изменениями гл. 23 данного Кодекса дополнена нормой следующего содержания: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП. Согласно ч. 1 комментируемой статьи судебные приставы-исполнители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти.

Подробнее

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа
В данной статье определены особенности привлечения к административной ответственности банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств. Такое правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 17.14 КоАП, и оно рассматривается судьями арбитражных судов. Штраф за это правонарушение предусмотрен в размере половины денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб. Следует подчеркнуть, что соответствующее деяние банка или иной кредитной организации только тогда может образовать состав административного правонарушения, когда на счетах должника имеются денежные средства.

Подробнее

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Согласно ч. 1 данной статьи в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.
Кодекс об административных правонарушениях дополнен двумя новыми статьями: ст. 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и ст. 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера"*(127). В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Согласно ст. 23.68 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов. Таким органом является ФССП России. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе судебные приставы-исполнители.

Подробнее

Глава 15. Исполнительский сбор. ответственность за нарушение законодательства российской федерации об исполнительном производстве (ст.ст. 112 - 115)

 

Статья 112. Исполнительский сбор
Исполнительский сбор предусмотрен в главе, в которой регламентируются вопросы ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, что соответствует позиции Конституционного Суда РФ. Так, согласно Постановлению N 13-П исполнительный сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
В комментируемом Законе в отличие от Закона об исполнительном производстве 1997 г. дается определение понятия "исполнительский сбор".

 

Подробнее