Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Данная статья устанавливает, что с момента вступления в силу комментируемого Закона
Данная статья устанавливает, что с момента вступления в силу комментируемого Закона
Комментируемый Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Порядок опубликования и вступления законов в силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно данному Закону на территории России применяются только те федеральные законы, которые были официально опубликованы. В соответствии со ст. 4 данного Закона, официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Комментируемая статья регулирует порядок применения международных договоров в области охраны окружающей среды в нашей стране. Тем не менее, круг источников международного права окружающей среды несколько шире и не ограничен лишь международными договорами.
Появление таких экологических проблем, как загрязнение мирового океана, истощение озонового слоя, изменение климата, опустынивание земель, трансграничное загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов свидетельствуют о том, что проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов - они приобрели глобальный характер. Необходимость решения таких проблем предполагает объединение усилий международного сообщества. Охрана окружающей среды сегодня - это одна из таких проблем человечества, которые не могут быть решены обособленными действиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных усилий государств и международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях. Можно выделить две основных формы, в которых осуществляется международное сотрудничество государств и иных субъектов международного права по проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования:
Действующее законодательство предусматривает возможность ограничить, приостановить или прекратить деятельность лиц, осуществляемую с нарушением требований экологического законодательства в административном и гражданско-правовом порядке. Эти два способа, направленных на недопущение причинения вреда в будущем и совершения новых правонарушений можно именовать административно-правовым и гражданско-правовым запретами на осуществления опасной деятельности.
Комментируемая статья регламентирует возмещение вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды. Из ее смысла следует, что речь идет, прежде всего, о гражданско-правовом порядке возмещения вреда. Наряду с таковым, действующее законодательство содержит возможность выплаты пострадавшим сумм компенсаций, иных выплат в публично-правовом порядке. Публичный порядок предполагает обязанность государства, даже в случае отсутствия его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред. К данному порядку можно отнести оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды, а также предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций.
Комментируемой статьей предусматривается судебный и внесудебный порядок компенсации экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, в том числе, путем выплаты страховых сумм при страховании риска причинения экологического вреда.
Обязательное наличие вреда в составе гражданского экологического правонарушения или при привлечении к гражданско-правовой ответственности за правомерное поведение сомнений не вызывает, так как речь идет о деликтных обязательствах. Однако его понятие, сущность и виды в обязательствах по возмещению экологического вреда нуждаются в дополнительном осмыслении. В экологическом праве имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, именуется экологическим вредом.*(93) Это материальный вред, причиняемый государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических и иных связанных с ними требований.*(94)
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются как в процессе национального, так и международного судопроизводства.
В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности: гражданско-правовая ответственность; дисциплинарная ответственность; административно-правовая ответственность; уголовно-правовая ответственность. Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.