Задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля)

Экологический контроль - это система мер, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Подробнее

Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

Понятие "мониторинг" является многоплановым и применяется во многих сферах общественной жизни. Как правило, под мониторингом понимается систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений. Любой вид мониторинга включает в себя проведение наблюдений, их оценку, а также прогноз изменения состояний с учетом анализируемых данных наблюдений.

Подробнее

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

Повышение плодородия почв земель и охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения почв - это необходимое направление охраны окружающей среды и естественное условие интенсификации земледелия, оно способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение. По официальным данным, площадь земельного фонда России на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря, при этом земельный фонд (а более всего поверхностный слой земель - почва) постоянно подвергается негативном воздействию различных антропогенных и природных факторов. Например, на юге Российской Федерации и по последним исследованиям более 60 млн. га земель выбывает из использования по причинам распространения процесса опустынивания.*(87)

Подробнее

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

В п. 1 комментируемой статьи предложено понимание зеленого фонда как правовой категории в узком смысле. В широком же смысле зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон в границах муниципального образования, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и поддержание экологического баланса. Под зелеными зонами следует понимать часть территории муниципального образования, занятую совокупностью зеленых насаждений, включая городские леса, древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения. Однако такое широкое понимание ни федеральным, ни региональным законодателем пока не признано.

Подробнее

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов

Растения, животные и другие организмы как объекты охраны условно делятся на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и обычные. В связи с этим для редких биологических видов организмов была разработана система ведения красных книг, они представляют собой механизм сохранения тех уникальных видов растений, животных и т.д., которые находятся на грани исчезновения. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Объекты животного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране. Их изъятие из естественной природной среды допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Подробнее

Правовой режим охраны природных объектов

Комментируемая статья обозначила перечень отраслей законодательства, которые применяются при регулировании вопросов охраны природных объектов. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается комментируемым законом, и соответствующей ему нормативной базой, Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1, Законом о культурном наследии и иными законами и подзаконными актами. Как отражено в преамбуле Закона о культурном наследии, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Подробнее

Меры охраны природных объектов

Общее количество ООПТ федерального значения в Российской Федерации на 1 января 2008 г. равнялось 272, а их общая площадь с морской акваторией составляла 55,5 млн. га. Площадь суши с внутренними пресноводными водоемами - 46,1 млн. га, что составляло 2,72% территории Российской Федерации, площадь особо охраняемой морской акватории - 9,4 млн. га.*(85)

Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Подробнее

Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций

В настоящей статье идет речь о двух разновидностях зон экологического неблагополучия: о зонах экологического бедствия (п. 1 комментируемой статьи) и зонах чрезвычайных ситуаций (п. 2 комментируемой статьи).

Подробнее

Меры воздействия за нарушение природоохранных требований

Положения данной статьи следует рассматривать в контексте положений ст. 80 комментируемого закона. В указанных статьях фактически идет речь о законодательном закреплении специальных санкций - ограничении, приостановлении и прекращении экологически опасной деятельности. При этом остается открытым имеющий важное теоретическое и практическое значение вопрос: ограничение, приостановление или прекращение экологически опасной деятельности имеет гражданско-правовую или административно-правовую природу (см. подробнее практику применения гражданско-правового и административно-правового запрета в комментарии ст. 80). Примером существования норм экологического законодательства, ограничивающих или запрещающих осуществление экологически опасных видов деятельности может служить Положение о порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847. Данное Положение было принято во исполнение положений Закона об охране атмосферного воздуха, в частности, ст. 17, запрещающей производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Подробнее

Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия

К негативному физическому воздействию на окружающую среду относится вредное воздействие шума, тепловое воздействие, вибрации, ионизирующего излучения, электрических, электромагнитных, магнитных полей и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства компонентов окружающей среды, влияющие на здоровье человека и окружающую среду.

Подробнее