Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Необходимо обратить внимание на следующие основные понятия:

Подробнее

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Подробнее

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В отличие от нормативов качества окружающей среды эта группа экологических нормативов, иногда называемая производственно-хозяйственные нормативы, устанавливает требования к источнику вредного воздействия. Для каждого источника вредного воздействия (например, каждой трубы на предприятии) устанавливаются определенные пределы (параметры) выбросов, сбросов или иных видов вредного воздействия.
Подробнее

Нормативы качества окружающей среды

Уровень загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных городах, уже много лет превышает по ряду показателей предельно допустимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля за экологией. Сфера экологии нуждается в системном реформировании, и начинать этот процесс нужно с системы нормативов качества окружающей среды. Очевидно, что для начала необходимо сформировать систему экологического нормирования, без которой все экологические законы будут просто бесполезными.

Подробнее

Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Предусмотренные в комментируемой статье общие требования к разработке экологических нормативов следует воспринимать в контексте положений Закона о техническом регулировании. Данный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия (ст. 1). Как видно из приведенной нормы, сфера действия Закона о техническом регулировании несколько шире, чем определяемая статьями комментируемой главы сфера применения экологических нормативов. Поэтому система экологических нормативов будет действовать вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании.

Подробнее

Основы нормирования в области охраны окружающей среды

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право конкретизировано в ст. 11 комментируемого Закона, в которой, помимо права на благоприятную окружающую среду, предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Подробнее

Экологическое страхование

По статистике 15% территории России по экологическим показателям находится в критическом состоянии. Небольшие инвестиции (в 2005 г. они составляли немногим более 30% от объема капиталовложений 1990 г.), а главное - их структурная асимметрия привели к тому, что износ основных производственных фондов в химической промышленности сегодня достигает 60%, износ оборудования - 70%. На гидротехнических сооружениях, срок службы которых перевалил уже за 40 лет, износ оборудования составляет 50-60%. В нефтедобывающей промышленности более 35% основных производственных фондов старше нормативного срока эксплуатации, а 55% парка промышленного оборудования морально устарело.*(20)

Подробнее

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

Прежде всего, необходимо определиться с содержанием понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды" или "экологическая предпринимательская деятельность", "экологическое предпринимательство". Определение экологической предпринимательской деятельности зависит от характера воздействия предпринимателей на окружающую среду. Таким воздействием может быть: восстановление, улучшение качества окружающей среды; консервативная охрана и защита окружающей среды; предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из того, что гражданское законодательство под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ), экологическим предпринимательством можно признать деятельность по производству и продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую в целях улучшения качества окружающей среды, охраны окружающей среды или направленную на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.
В науке и законодательстве в настоящее время нет единого определения экологического предпринимательства. Остается непонятным, имеется ли здесь в виду только деятельность, состоящая исключительно в оказании услуг природоохранного назначения или определенные (экологически значимые) аспекты любой предпринимательской деятельности? Между тем, при постановке вопроса о введении любых льгот непременно возникнет проблема неопределенности содержания данного понятия. Еще в 2005 году, когда обсуждалась необходимость разработки Экологического кодекса, говорилось о том, что кодекс должен предусмотреть создание предпосылок для развития нового рынка с условным названием "экобизнес" или "экопром". Понятие "экобизнес" должно объединять такие направления, как внедрение энергосберегающих технологий, развитие экологически чистых производств, а также здравниц, курортной деятельности и экотуризма.
Подробнее

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Комментируемой статьей конкретизируется базовый принцип экологического законодательства - "загрязнитель платит". В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип "загрязнитель платит" означает, что загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей. Физические и юридические лица, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы нормативам качества окружающей среды. Однако в России принцип "загрязнитель платит" на практике превратился в принцип "платить за право загрязнять", поскольку многим предприятиям проще заплатить штраф (или вообще ничего не платить), чем выполнять определенную практическую природоохранную деятельность. Россия на сегодняшний день находится в положении единственной промышленно развитой страны, где не работает принятый мировым сообществом принцип "загрязнитель платит". Главными факторами, препятствующими в полной мере применению принципа "загрязнитель платит", являются несовершенство действующего законодательства, противоречивость ряда его положений, а также несформированный, неоформленный институт цивилизованного рынка природоохранных работ и услуг.*(12)

Подробнее

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

Под экономическим регулированием в области охраны окружающей среды (экономическим механизмом охраны окружающей среды) понимается совокупность средств, с помощью которых у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, стимулируется экономическая заинтересованность в проведении мероприятий по охране окружающей среды и принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В комментируемой статье перечислены основные методы экономического регулирования, некоторые из которых, к сожалению, до сих пор не имеют механизма реализации.

Подробнее