Статья 96

Статья 96
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает важный принцип функционирования Государственной Думы - периодическое обновление ее состава. Данный принцип обусловлен демократической природой государства. Формируя представительные органы, граждане реализуют право на участие в управлении делами государства. В результате регулярной периодичности выборов основой органов власти является свободная воля народа. Периодическая смена состава парламента призвана отражать происходящие социально-политические изменения в стране, обеспечивает подтверждение соответствия депутатского мандата сложившейся ситуации и является своеобразным мерилом качества и эффективности работы парламентариев.

Подробнее

Статья 95

Статья 95
1. Комментируемое положение ч. 1, именуя Совет Федерации и Государственную Думу палатами Федерального Собрания, тем самым устанавливает двухпалатную структуру парламента РФ. При этом Конституция закрепила принципиально новое для России содержание двухпалатного парламента в гл. 5 и сопряженных с ней нормах других глав Конституции. Устанавливая такую структуру, конституционный законодатель преследовал решение по крайней мере следующих задач: а) обеспечение возможно полного представительства в Федеральном Собрании исторически сложившегося проживающего в России ее многонационального народа; б) структурно-функциональное закрепление в Конституции законодательной власти, соответствующее природе Российской Федерации как федеративного правового государства; в) создание постоянно действующего механизма формирования и выражения воли народа в законодательном процессе. С учетом и оценкой отечественного и зарубежного опыта установленные Конституцией нормы - принципы российского парламентского права прошли проверку почти 15-летней практикой и в основном показали свою эффективность.

Подробнее

Глава 5. Федеральное собрание (ст.ст. 94 - 109)

Статья 94
Данной статьей открывается гл. 5 Конституции - "Федеральное Собрание". Поскольку в этой статье дается определение Федерального Собрания, включающее характеристику его конституционной природы и основных функций, то ею предопределяется также структура и содержание всей главы (см. комментарии к ст. 95-109). В свою очередь комментируемая статья, равно как и иные статьи гл. 5, является развитием основ конституционного строя, включая осуществление государственной власти в Российской Федерации Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ (см. комментарии к ч. 1 ст. 11). Таким образом, статус Федерального Собрания в числе органов, осуществляющих государственную власть, также отнесен к основам конституционного строя и может быть изменен не иначе, как в порядке пересмотра Конституции (см. комментарии к ст. 135, 136).

Подробнее

Статья 93

Статья 93
1. Комментируемая статья устанавливает основания, условия и порядок отрешения Президента от должности, т.е. прекращения полномочий помимо или вопреки воле лица, занимающего данную должность. Сама возможность такого отрешения представляет собой определенную рефлексию принципа разделения властей на ситуацию, когда государственная измена Президента ставит под угрозу основы конституционного строя, оборону и безопасность государства, его суверенитет и независимость, целостность и неприкосновенности территории Российской Федерации, и свидетельствует о наличии изъятий из неприкосновенности Президента. В этом случае речь, по существу, идет также об отмене иммунитета и привлечении соответствующего лица к ответственности на общих основаниях и в обычном порядке.

Подробнее

Статья 92

Статья 92
1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, - на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Подробнее

Статья 91

Статья 91
Термин неприкосновенность встречается в Конституции 8 раз (ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23, ст. 25, 91, 98; ч. 1 ст. 122, п. 9 раздела второго) и служит для характеристики статуса государственной территории, человека и гражданина (его личности, жилища), статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, а также членов Правительства РФ, которые могли совмещать эту должность с мандатом депутата Госдумы первого созыва (см. комментарий к разделу второму).
При этом применительно к характеристике статуса Президента этот термин с точки зрения скрывающегося за ним конституционно-правового содержания наименее определен. Он используется Основным Законом для обозначения конституционно-правового отношения, субъектами которого выступают многонациональный народ РФ и Российское государство как политическая форма его самоопределения, с одной стороны, и лицо, отправляющее должность Президента, - с другой, конституционного права главы государства и условия беспрепятственного и эффективного осуществления возложенных на него Конституцией функции и полномочий.

Подробнее

Статья 90

Статья 90
1. В комментируемой статье определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.
Указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение. Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др.

Подробнее

Статья 89

Статья 89
Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.
А. Согласно п. "а" комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).

Подробнее

Статья 88

Статья 88
Чрезвычайное положение упоминается в ч. 1 и 2 ст. 56, ст. 88, ч. 5 ст. 102 Конституции. Комментируемая статья определяет полномочие главы государства на введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, т.е. установление особого правового режима функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности общественных объединений, отдельных ограничений прав и свобод граждан. Этот режим существенно отличается от того, который установлен Конституцией и законами, рассчитанными на нормальное функционирование государственных и общественных институтов.
Указанное полномочие естественным образом проистекает из основополагающего принципа первичности государства как политической формы существования многонационального народа России по отношению к Конституции, которая оформляет эту политическую интеграцию, а на главу государства (и иные органы государственной власти Российской Федерации) возлагает обязанности по ее гарантированию (см. комментарии к преамбуле, ст. 1, 4, 65-67 и др.).

Подробнее

Статья 87

Статья 87
1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.
Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Подробнее