Статья 160. Расторжение брака

Статья 160. Расторжение брака
1. Данная норма устанавливает, во-первых, возможность расторжения брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации и, во-вторых, применение при этом законодательства Российской Федерации. Применение российского законодательства при расторжении брака на территории Российской Федерации любыми лицами независимо от их гражданства позволяет решать вопросы судебного или административного порядка развода, самой бракоразводной процедуры, определения момента прекращения брака при его расторжении в органах загса или суде посредством норм как семейного, так и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации. Иное может быть предусмотрено международными договорами. Например, в силу п. 1 ст. 28 Минской конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" подлежит применению законодательство страны гражданства при расторжении брака супругами - гражданами СНГ. Если же один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а другой - гражданином другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака. Если же супруги имеют гражданство одного государства, то при расторжении брака, как подчеркнуто в решении Экономического Суда СНГ от 15 января 2002 г., "в соответствии с п. 1 ст. 28 Конвенции применяются материально-правовые нормы государства - участника Конвенции, гражданами которого они являются, независимо от того, компетентными учреждениями какого государства рассматривается дело"*(375)

Подробнее

Статья 159. Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации

Статья 159. Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации
Браки, заключенные с участием иностранных граждан, лиц без гражданства или между российскими гражданами за пределами Российской Федерации, могут признаваться недействительными. Норма комментируемой статьи о недействительности брака является коллизионной, она сформулирована во взаимосвязи с положениями ст. 156 и 158 СК РФ относительно формы и условий заключения брака. Анализ положений вышеуказанных статей приводит к выводу о том, что основания и правовые последствия недействительности брака могут определяться как в соответствии с положениями российского законодательства, если брак был заключен на территории России, так и в соответствии с законодательством иностранного государства - места заключения брака.

Подробнее

Статья 158. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации

Статья 158. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации
1. В России, как и в большинстве государств, на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется национальный режим, т.е. им предоставлены такие же права и обязанности, как и российским гражданам, в том числе в сфере семейных отношений. Как следствие, граждане Российской Федерации могут заключать браки не только в органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (ст. 10 СК РФ), в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за пределами Российской Федерации (ст. 157 СК РФ), но и в компетентных органах иностранного государства. Пункт 1 комментируемой статьи допускает заключение браков между российскими гражданами и браков между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства в компетентных органах иностранного государства. Будущие супруги, являющиеся российскими гражданами, могут заключить брак за пределами Российской Федерации либо в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, либо в компетентных органах иностранного государства.

Подробнее

Статья 157. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

Статья 157. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает заключение браков между российскими гражданами, проживающими за пределами территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации. Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений (посольство или миссия), которое находится на территории другого государства и учреждается на основе взаимного соглашения для поддержания постоянных официальных контактов и выступает от имени учредившего его государства. Деятельность дипломатических представительств большинства государств, в том числе Российской Федерации, базируется на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях*(365), а в части выполнения дипломатическими представительствами консульских функций - на положениях Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)*(366). Деятельность дипломатических представительств Российской Федерации регламентируется также Положением о Посольстве Российской Федерации*(367) и Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве*(368).

Подробнее

Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации

Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации
1. Форма и порядок заключения браков определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации независимо от гражданства обоих супругов. В соответствии с законодательством Российской Федерации признаются и порождают правовые последствия браки, заключенные только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10 СК РФ). Браки, совершенные по религиозным обрядам или на основе обычаев, не порождают правовых последствий. Исключение предусмотрено семейным законодательством в ретроспективном плане лишь для браков, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК РФ). В соответствии со ст. 25 и 27 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, в их личном присутствии по истечении месяца со дня подачи ими заявления о вступлении в брак. Этот порядок заключения браков на территории Российской Федерации применяется не только при заключении брака между российскими гражданами, но и тогда, когда один или оба будущих супруга - иностранные граждане.

Подробнее

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Расширение контактов граждан различных государств привело к увеличению не только числа так называемых смешанных браков, в которых супруги имеют разное гражданство или подданство, но и целого комплекса других семейных отношений с иностранным элементом. Нормы семейного права отдельных государств отличаются существенным разнообразием, а потому важное значение приобретает решение вопроса о подлежащем применению праве в процессе правового регулирования отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подробнее

Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Дети, пребывающие в детских домах или любых иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают личными и имущественными правами, которые по своему содержанию во многом совпадают с правами детей, находящихся в семьях под опекой (попечительством) (см. комментарий к ст. 148 СК РФ).
Среди прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов. Это право конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Согласно этому пункту воспитанники учреждения имеют гарантированное право на:
- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами (нормы материального обеспечения воспитанников федеральных образовательных учреждений установлены Правительством РФ*(350));

Подробнее

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов
1-2. При невозможности передачи ребенка на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью орган опеки и попечительства издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см. п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанного акта.

Подробнее

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Появление гл. 22 в СК РФ связано с принятием и введением в действие с 1 сентября 2006 г. Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
В соответствии с принципом приоритета семейного воспитания дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью. В п. 1 ст. 123 СК РФ предусмотрены такие семейные формы устройства, как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная или патронатная семья. И лишь при отсутствии такой возможности дети передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подробнее