Гражданское общество по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю

Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "прекращение отличие естественного или философского права от положительного в противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия: субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);всеобщее (чиновники).
Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации. В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента."Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.

Страницы: 1 2