Статья 90 1. Комментируемая статья, устанавливающая требования к служащим Банка России

Статья 90
1. Комментируемая статья, устанавливающая требования к служащим Банка России, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"*(303). В прежней редакции данной статьи, как и в ст. 90 Закона 1990 г. о Банке России устанавливалось лишь то, что служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров:
не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности);
не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
обязаны в письменной форме уведомить в десятидневный срок Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций.
На основании данной нормы приказом Банка России от 4 февраля 1997 г. N 02-15 введен в действие следующий утвержденный Советом директоров (протокол Совета директоров от 27 декабря 1996 г. N 62.) Перечень должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить Совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций:
все служащие системы Банка России, за исключением работников подведомственных организаций, осуществляющих неосновную деятельность (медицинские работники, работники учебных заведений, работники учреждений общественного питания, торговли, оздоровительных учреждений), не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, а также не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях, если иное не установлено Советом директоров Банка России;
данные ограничения не распространяются на занятия преподавательской и научно-исследовательской деятельностью;
все служащие системы Банка России обязаны уведомить Совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций и иных юридических лиц в течение: а) 10 дней со дня приобретения - для вновь приобретающих, б) 1 месяца со дня приобретения - для имеющих акции и доли участия. Сокрытие информации о владении акциями и долями участия в капитале кредитных организаций и иных юридических лиц считается дисциплинарным нарушением.
В части 1 комментируемой статьи в действующей редакции содержится уточненный перечень запретов, распространяемых на служащих Банка России. Эти требования уточнены по аналогии с тем, как установлены соответствующие запреты для лиц, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственных служащих и муниципальных служащих. В части 1 комментируемой статьи также говорится о перечне должностей служащих Банка России, утвержденном Советом директоров. Сведений о введении в действие Банком России такого перечня, утвержденного на основании действующей редакции комментируемой статьи, нет. В то же время не видится препятствий к применению названного выше Перечня должностей служащих Банка России, утвержденного Советом директоров и введенного в действие приказом Банка России от 4 февраля 1997 г. N 02-15.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служащим Банка России по перечню должностей, утвержденному Советом директоров, запрещается:
1) работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности).
Как видно, в данном пункте в точности воспроизведен запрет, который содержался в прежней редакции комментируемой статьи и в ст. 90 Закона 1990 г. о Банке России. В части 1 ст. 282 ТрК РФ определено, что совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Договор подряда регламентирован гл. 37 "Подряд" части второй ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 702 названной главы по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его;
2) занимать должности в кредитных и иных организациях.
Аналогично сказанному выше следует отметить, что в данном пункте в точности воспроизведен запрет, который содержался в прежней редакции комментируемой статьи и в ст. 90 Закона 1990 г. о Банке России. Необходимо также подчеркнуть, что в отличие от п. 1 ч. 3 комментируемой статьи речь не идет только о тех должностях руководителей в кредитных организациях, перечень которых указан в ст. 60 комментируемого Закона;
3) приобретать ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций), по которым может быть получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В дополнение к этому запрету в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если владение служащим Банка России приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. Такое регулирование заменило собой положение прежней редакции комментируемой статьи и ст. 90 Закона 1990 г. о Банке России, согласно которому служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, лишь обязаны в письменной форме уведомить в десятидневный срок Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций. Исходя из этого утрачивают свою значимость соответствующая часть изложенного выше Перечня должностей служащих Банка России, утвержденного Советом директоров и введенного в действие приказом Банка России от 4 февраля 1997 г. N 02-15, а также Порядка уведомления служащими Банка России Совета директоров о владении акциями и долями участия в уставных капиталах кредитных организаций, утвержденного и введенного в действие приказом Банка России от 21 мая 1997 г. N 02-226;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Банке России, если иное не предусмотрено комментируемым Законом и другими федеральными законами.
Поверенный является стороной в договоре поручения. Как определено в п. 1 ст. 971 гл. 49 "Поручение" части второй ГК РФ, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Представителем согласно п. 1 ст. 182 "Представительство" части первой ГК РФ является лицо, которым совершена сделка от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
5) получать в связи с исполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
При этом предусмотрено, что подарки, полученные служащими Банка России в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются служащими Банка России по акту в Банк России, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; служащий Банка России, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Такое регулирование предусмотрено в п. 2 ст. 575 гл. 32 "Дарение" части второй ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ*(304)). Единственное, что не учтено в комментируемой статье, - согласно подп. 3 п. 1 указанной статьи Кодекса запрет дарения служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей не распространяется на обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 рублей;
6) выезжать в связи с исполнением служебных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц.
Исключениями из данного запрета являются служебные командировки, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями, межбанковскими соглашениями.
2. Часть 2 комментируемой статьи на случай, когда владение служащим Банка России приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, закреплена обязанность такого служащего Банка России передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. Эта обязанность дополняет предусмотренный в п. 3 ч. 1 данной статьи запрет служащим Банка России приобретать ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций), по которым может быть получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Как представляется, в ч. 2 комментируемой статьи подразумеваются служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров на основании ч. 1 данной статьи.
Понятие "конфликт интересов" в комментируемом Законе не раскрывается, в связи с чем необходимо обращаться к применению по аналогии положений ст. 10 "Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе" Федерального закона "О противодействии коррупции":
под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в названном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (ч. 1);
под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (ч. 2).
Уместно заметить, что в рамках предотвращения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе в ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрена передача государственным или муниципальным служащим в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), но без условия "если это может привести к конфликту интересов", т.е. в любом случае владения указанным имуществом.
Говоря о законодательстве, к которому отсылает ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить, что доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ. В статье 1012 данного Кодекса в отношении договора доверительного управления имуществом предусмотрено следующее:
по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1);
осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом (п. 2; именно об этих ограничениях говорится в п. 1 ст. 38 части первой ГК РФ и комментируемой статье);
сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.". При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом (п. 3).
3. В части 3 комментируемой статьи установлены запреты, которые обязаны соблюдать граждане, занимавшие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, после увольнения из Банка России. Аналогично сказанному выше следует отметить, что сведений о введении в действие Банком России такого перечня, утвержденного на основании действующей редакции комментируемой статьи, нет; в то же время не видится препятствий к применению названного выше Перечня должностей служащих Банка России, утвержденного Советом директоров и введенного в действие приказом Банка России от 4 февраля 1997 г. N 02-15. Указанным в ч. 3 комментируемой статьи гражданам запрещается:
1) занимать в течение двух лет в кредитных организациях должности руководителей, перечень которых указан в ст. 60 комментируемого Закона, если отдельные функции надзора или контроля за этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров, которое дается в порядке, устанавливаемом Советом директоров;
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.
Второй из указанных запретов дополняет правило ст. 92 комментируемого Закона, согласно которому служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров (см. комментарий к указанной статье). В отношении же первого из указанных запретов необходимо отметить следующее.
Данный запрет установлен по аналогии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", устанавливающей, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (это ограничение Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ распространено на лиц, проходящих правоохранительную службу и военную службу.
Однако, в комментируемой статье не закреплены правила, аналогичные иным положениям ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которым:
гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (ч. 2);
несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 данной статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином (ч. 3);
работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 4);
неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 5). Соответственно, в ст. 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ) не говорится о бывших служащих Банка России.
Сведений о введении в действие Банком России утвержденного Советом директоров на основании п. 1 ч. 3 комментируемой статьи порядка дачи Советом директоров согласия до настоящего времени нет.
4. В части 4 комментируемой статьи указано, что ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных данной статьей, устанавливается комментируемым Законом и другими федеральными законами.
В этой связи следует отметить, что в ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения предусмотрено следующее: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 1); физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ч. 2).
Положения об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения закреплены в ст. 14 названного Закона: в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1); применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (ч. 2); положения данной статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3).