. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей
Комментируемая статья в качестве источников поступления денежных средств для реализации государственной политики в интересах детей называет:
федеральный бюджет;
внебюджетные источники;
бюджеты субъектов РФ.
Во многих правовых актах, принятых во исполнение норм комментируемого Закона, содержатся более конкретные ссылки на источники финансирования. В частности, в постановлении Правительства от 2 ноября 2000 г. N 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в РФ" говорится о том, что финансирование расходов по разработке и распространению, в т.ч. опубликованию, государственного доклада о положении детей в РФ производиться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Министерству финансов РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной год поручено предусматривать выделение средств на указанные цели.
Основные мероприятия государственной политики в отношении детей реализуются в рамках федерального бюджета. Необходимый объем денежных средств на обеспечение гарантий, предусмотренных в комментируемом Законе, закладывается в бюджете субъектов РФ на очередной финансовый год.
В программе антикризисных мер на 2009 г., принятых Правительством РФ, указано, что несмотря на финансовый кризис "публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме". Это означает, что государство не допустит снижения объемов финансирования социальных проектов по защите населения, по оказанию медицинских услуг, по обеспечению лекарственными средствами, по обеспечению занятости, а также иных социальных проектов, которые непосредственно затрагивают интересы детей.
Обеспечение социальных гарантий детям как раз относится к предметам совместного ведения. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, за счет средств субъектов РФ обеспечиваются гарантии, которые названы в федеральном законодательстве (в т.ч. в комментируемом Законе), а также в законодательстве отдельных субъектов РФ.
В частности, средства субъекта РФ могут выделяться на приобретение лекарственных средств и средств реабилитации для детей-инвалидов, не предусмотренных федеральным списком, если в субъекте РФ принят нормативный акт о дополнительном лекарственном обеспечении таких детей.
Кроме того, за счет средств региональных бюджетов осуществляется решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"). Такая гарантия предусмотрена на федеральном уровне, поэтому выделение средств на ее реализацию обязательно для всех субъектов РФ без исключения.
Из бюджета РФ может производиться субсидирование мероприятий, относящихся к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Субсидии зачисляются в бюджет соответствующего субъекта РФ на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ. Перераспределением размеров выделенных субсидий между субъектами РФ занимается Министерство финансов РФ.