Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации
1. Ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ является официальным документом, который подготавливается в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения.
Положение детей в государстве постоянно меняется с учетом объективных экономических факторов, а также под влиянием проводимых государством социально-экономических преобразований, принимаемых экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению прав детей.
В первую очередь, государственный доклад необходим, чтобы отслеживать и анализировать эффективность мер государственной политики за истекший период. Органы государственной власти должны знать сильные и слабые стороны проводимых мероприятий по обеспечению гарантий прав детей и ориентироваться на конкретные статистические данные. Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также для разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки.
В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доклад разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других заинтересованных организаций. В подготовке материалов для доклада обычно участвуют органы Генпрокуратуры, МВД, Росстата, Фонда социального страхования РФ, Минздрава и прочих министерств и ведомств. Субъекты РФ высказывают свои предложения, например, по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков.
Государственный доклад обычно включает в себя следующие разделы (вопросы):
основные демографические характеристики;
изменение уровня жизни семей с детьми;
состояние здоровья детей;
состояние репродуктивного здоровья женщин;
состояние питания детей;
образование, в т.ч. начальное профессиональное образование, воспитание и развитие детей;
обеспечение дошкольного присмотра детей;
организация досуга детей и подростков, включая летний отдых и оздоровление;
трудовая занятость подростков;
развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей;
положение детей-сирот;
положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке;
положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
положение детей-мигрантов;
профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних;
положение детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2006 г. N 357 утверждены Правила представления материалов для разработки государственного доклада о положении детей в РФ, которые, как следует из названия документа, определяют порядок представления в Минздравсоцразвития России материалов, необходимых для подготовки ежегодного государственного доклада о положении детей в РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, научными и другими организациями, занимающимися проблемами детства.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также научные и другие организации, занимающиеся проблемами детства, в срок до 15 февраля каждого года получают от Минздравсоцразвития РФ уточненные запросы с указанием конкретного перечня разделов (вопросов), включаемых в государственный доклад в отчетном году. В ответ на запрос Минздравсоцразвития РФ они направляют материалы к государственному докладу, которые должны содержать:
количественные и качественные характеристики положения детей в РФ за отчетный год и в динамике за последние три года;
анализ основных проблем положения детей в РФ и тенденций его изменения за отчетный период и три последних года;
анализ выполнения мер, предложенных в предыдущих государственных докладах, по реализации международных актов и нормативных правовых актов РФ, принятых в интересах детей;
информацию о нормативных правовых актах, касающихся положения детей в РФ, и мерах организационного характера по обеспечению прав и интересов детей, принятых в отчетном году органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Сведения о нормативных правовых актах, принятых в отчетном году, должны содержать наименование органа (органов), издавших акт, наименование вида акта и его название, дату подписания (утверждения) акта и его номер, краткую характеристику акта;
информацию о достигнутых результатах улучшения положения детей в РФ, имеющихся трудностях и намечаемых мерах по их решению;
обоснованные предложения по принятию конкретных мер, необходимых для улучшения положения детей в РФ.
Например, к основным проблемам детства, которые уже несколько лет подряд находят свое отражение в докладах, относится сокращение детского населения, резкое снижение здоровья детей, нарушение прав детей и рост алкоголизации и наркоманизации среди несовершеннолетних. Серьезной проблемой называют инвалидизацию детского населения и защиту прав этой категории детей. В последних докладах обращается внимание на убывание численности детского населения России (в 1989 г. численность детей в возрасте до 16 лет составляла 36 млн. человек, в 1997 г. - 32 млн. человек, в 2001 году - 28 млн. человек, в 2005 г. - 24 млн. человек).*(49)
В Правилах содержится уточнение о том, что материалы должны основываться на данных государственной статистики и отчетности, а также аналитических разработок федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных и других заинтересованных организаций. Установлен срок ежегодного предоставления материалов - до 15 апреля.
На федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, принимающие участие в разработке государственного доклада, возложена ответственность за своевременность, объективность, полноту и качество представляемых к государственному докладу материалов.
2. Часть 2 комментируемой статьи ссылается на постановление Правительства РФ, которое содержит порядок разработки, распространения, в т.ч. опубликования, государственного доклада о положении детей. Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства от 2 ноября 2000 г. N 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в РФ".
Проект доклада подготавливается ежегодно и в срок до 1 октября вносится Минздравсоцразвития РФ в Правительство РФ. По поручению Правительства РФ обеспечивается распространение государственного доклада в средствах массовой информации, в т.ч. его опубликование. Доклад публикуется отдельным изданием и направляется в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.