Статья 60. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 60. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона
Комментируемая статья возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров полномочие по надзору за исполнением законов, в том числе настоящего Федерального закона, за определенным кругом органов и должностных лиц. К ним относятся федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля и их должностные лица.
Необходимо отметить достаточно широкое содержание используемого понятия исполнения законов. Наряду с собственно исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, оно охватывает также и все иные формы реализации права, в том числе и соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным законом.
Исполнение законов может выражаться в виде действий или правовых актов. Действия и акты едины по своей сущности. И те, и другие представляют собой решения, направленные на проведение в жизнь требований закона. Различия состоят в основном в их оформлении. Правовые акты имеют форму документов, действия таковой формы не имеют.
С помощью имеющихся в распоряжении правовых средств прокурорам следует обеспечить ориентацию контролирующих органов на действенное выявление нарушений законов на подконтрольных объектах.
В предмет надзора также входит законность правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и органами контроля.
В основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых названными органами правовых актов лежит закрепленный в Конституции РФ принцип верховенства закона. Правовые акты федеральных министерств и ведомств, исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц носят подзаконный характер. Они издаются в целях реализации законов и в своей основе имеют закрепленные в законе положения. Любое отклонение от текста закона может привести к искажению его смысла, наступлению отрицательных, во многом непредсказуемых последствий.
В связи с этим прокурорам желательно проводить необходимую работу по оказанию правовой помощи представительным (законодательным) и исполнительным органам субъектов РФ при подготовке проектов правовых актов с тем, чтобы впоследствии не прибегать к их опротестованию. Следует также искать формы влияния прокуроров на принятие правовых актов федеральными министерствами и ведомствами, контролирующими органами, органами местного самоуправления.
Проверки исполнения настоящего Федерального закона прокурором проводятся при наличии информации о фактах нарушения закона. Поводами соответственно являются поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений.
Проверки могут быть различными по масштабу в зависимости от содержания и характера.
Генеральная прокуратура, определяя надзорную политику, проводит курс на решение органами прокуратуры только тех вопросов, которые входят в их компетенцию. Прокуроры не вправе осуществлять проверки, относящиеся к сфере деятельности других государственных органов. Прокурорские проверки не должны касаться исполнения подзаконных и ведомственных актов. Такая практика является по существу вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность.