татья 39 1-2. Часть 1 комментируемой статьи определяет содержание операций Банка России на открытом рынке:

Статья 39
1-2. Часть 1 комментируемой статьи определяет содержание операций Банка России на открытом рынке: купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами (п. 1); купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами (п. 2). При этом в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что при осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

Подробнее

Статья 38 1-3. Комментируемая статья посвящена нормативам обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Статья 38
1-3. Комментируемая статья посвящена нормативам обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервным требованиям). Точно такое же регулирование ранее содержалось в ст. 38 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ), за исключением одного момента. Ранее говорилось о том, что при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере (но не более двойной ставки рефинансирования). Согласно ч. 4 комментируемой статьи сумма недовнесенных средств списывается Банком России с корреспондентского счета кредитной организации также в бесспорном порядке, но штраф может быть взыскан только в судебном порядке.
Соответственно комментируемому Закону в ст. 25 Закона о банках в отношении норматива обязательных резервов банка предусмотрено, что:
банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с комментируемым Законом (ч. 1);
банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России (ч. 2).

Подробнее

Комментируемая статья посвящена нормативам обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Статья 38
1-3. Комментируемая статья посвящена нормативам обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервным требованиям). Точно такое же регулирование ранее содержалось в ст. 38 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ), за исключением одного момента. Ранее говорилось о том, что при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере (но не более двойной ставки рефинансирования). Согласно ч. 4 комментируемой статьи сумма недовнесенных средств списывается Банком России с корреспондентского счета кредитной организации также в бесспорном порядке, но штраф может быть взыскан только в судебном порядке.
Соответственно комментируемому Закону в ст. 25 Закона о банках в отношении норматива обязательных резервов банка предусмотрено, что:
банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с комментируемым Законом (ч. 1);
банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России (ч. 2).

Подробнее

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Статья 37
1-2. Как предусмотрено ч. 1 комментируемой статьи, Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. 

Подробнее

В комментируемой статье предусмотрено, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 36
В комментируемой статье предусмотрено, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. В точности такое же правило ранее предусматривалось в ст. 36 Закона 1990 г. о Банке России. В части 3 ст. 45 комментируемого Закона предусмотрено, что включаемые в основные направления единой государственной денежно-кредитной политики целевые ориентиры должны характеризовать основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов (см. комментарий к указанной статье).

Подробнее

Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст.ст. 35 - 45)

Статья 35
Комментируемая статья определяет перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России. Почти такой же перечень содержался в ст. 35 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 139-ФЗ), с той лишь разницей, что ранее говорилось о валютном регулировании, а теперь говорится о валютных интервенциях.
Каждой из позиций определенного в комментируемой статье перечня посвящена самостоятельная статья комментируемой главы. При этом в данной главе имеется ст. 36, в которой по сути также говорится об одном из инструментов денежно-кредитной политики, но сам этот инструмент в комментируемой статье не указан: согласно ст. 36 комментируемого Закона Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В отношении предусмотренного в статьях комментируемой главы содержания основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России необходимо отметить следующее:

Подробнее

В комментируемой статье вслед за ст. 34 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 28 апреля 1997 г. N 70-ФЗ) установлены функции, которые возлагаются на Банк России в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения:

 

Статья 34
В комментируемой статье вслед за ст. 34 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 28 апреля 1997 г. N 70-ФЗ) установлены функции, которые возлагаются на Банк России в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.

 

 

Подробнее

Статья 33 1-2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в полномочия Совета директоров входит принятие решений о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца

Статья 33
1-2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в полномочия Совета директоров входит принятие решений о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждение номиналов и образцов новых денежных знаков. При этом установлено, что описание новых денежных знаков подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Согласно ч. 2 данной статьи указанное решение в порядке предварительного информирования должно направляться в Государственную Думу и Правительство РФ. В точности такие же правила ранее содержались в ст. 33 Закона 1990 г. о Банке России.
Принятие Советом директоров решений о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца предусмотрено в качестве функций данного органа также в п. 9 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона. Согласно ч. 2 данной статьи указанные решения Совета директоров подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений. В этой связи следует обратить внимание на то, что в ч. 1 комментируемой статьи говорится о необходимости опубликования описания новых денежных знаков в средствах массовой информации, а не только в названном официальном издании.

Подробнее

Статья 32 Комментируемая статья закрепляет полномочие Банка России обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты

 

Статья 32
Комментируемая статья закрепляет полномочие Банка России обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Точно такое же полномочие Банка России ранее предусматривалось в ст. 32 Закона 1990 г. о Банке России.
Соответствующим актом является Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России"*(107), которое устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России и правила обмена поврежденных банкнот и монеты Банка России. Письмом Банка России от 15 февраля 2007 г. N 29-5-1-8/778 "О применении Указания Банка России N 1778-У" направлены методические разъяснения по применению названного документа.
Как установлено названным Указанием Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У (в ред. Указания Банка России от 5 июня 2009 г. N 2249-У*(108)):

 

 

Подробнее

Статья 31 1-2. В части 1 комментируемой статьи установлен запрет на объявление банкнот и монет Банка России недействительными в отсутствие достаточно продолжительного срока их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца.

Статья 31
1-2. В части 1 комментируемой статьи установлен запрет на объявление банкнот и монет Банка России недействительными в отсутствие достаточно продолжительного срока их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. При этом в данной статье определены требования, которые должны соблюдаться при обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца: в соответствии с ч. 1 не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена; согласно ч. 2 срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. Точно такое же регулирование ранее содержалось в ст. 31 Закона 1990 г. о Банке России.

Подробнее