Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.ст. 21 - 23)

Статья 21
1. Комментируемая статья регламентирует взаимоотношения Банка России с Правительством РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной Думы в отношении рассмотрения законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. В части взаимоотношений Банка России с федеральными органами исполнительной власти данная статья воспроизводит регулирование, которое содержалось в ст. 19 Закона 1990 г. о Банке России, а еще ранее - в Указе Президента РФ от 15 августа 1994 г. N 1688 "О взаимном представительстве Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации"*(86) (названный Указ согласно его п. 2 действовал до принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)").
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. В этой связи необходимо отметить, что полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены в ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ*(87)) Правительство РФ:

Подробнее

Комментируемая статья определяет перечень функций Председателя Банка России, а также ограничений, устанавливаемых в отношении Председателя Банка России.

Статья 20
Комментируемая статья определяет перечень функций Председателя Банка России, а также ограничений, устанавливаемых в отношении Председателя Банка России. Ранее в ст. 18 Закона 1990 г. о Банке России был определен только перечень функций Председателя Банка России. Нововведения комментируемой статьи рассмотрены ниже.
В отношении конкретных позиций перечня, определенного в комментируемой статье, необходимо отметить следующее. Председатель Банка России:
1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями.

Подробнее

В комментируемой статье установлены ограничения, связанные с нахождением лица на должности члена Совета директоров

Статья 19
1-2. В комментируемой статье установлены ограничения, связанные с нахождением лица на должности члена Совета директоров. Точно такие же ограничения устанавливались ст. 17 Закона 1990 г. о Банке России. Единственным новым в комментируемой статье является правило о том, что члены Совета директоров не могут быть государственными служащими. В этой связи представляется не вполне понятной причина, по которой в данной статье не закреплено такое же правило в отношении муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ. Соответственно, в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что после назначения на должность члена Совета директоров в течение одного месяца должны быть осуществлены сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства РФ, а также увольнение с государственной службы. После этого вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Подробнее

Комментируемая статья определяет перечень функций, выполняемых Советом директоров.

Статья 18
1. Комментируемая статья определяет перечень функций, выполняемых Советом директоров. Ранее такой перечень предусматривался в ст. 16 Закона 1990 г. о Банке России. В части 1 комментируемой статьи содержится больше позиций, нежели их содержалось в ст. 16 Закона 1990 г. о Банке России, однако, это не более чем результат детализации функций Совета директоров. По существу же ряд функций Совета директоров передан Национальному банковскому совету, наделенному комментируемым законом полномочиями коллегиального органа Банка России (см. ст. 12 Закона и комментарий к ней). В отношении конкретных позиций перечня вопросов, отнесенных ч. 1 комментируемой статьи к компетенции Совета директоров, необходимо отметить следующее. Совет директоров:

Подробнее

В комментируемой статье регламентирована периодичность проведения заседаний Совета директоров. Данная статья в точности воспроизводит правила ст. 15 Закона 1990 г. о Банке России.

Статья 17
1-3. В комментируемой статье регламентирована периодичность проведения заседаний Совета директоров. Данная статья в точности воспроизводит правила ст. 15 Закона 1990 г. о Банке России.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Речь идет об очередных или плановых заседаниях Совета директоров.
В части 2 данной статьи установлено, что заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Иначе говоря, заседание Совета директоров, будь оно очередным или внеочередным (внеплановым), назначается Председателем Банка России или лицом, его замещающим. Внеочередное или внеплановое заседание Совета директоров может быть инициировано непосредственно Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, а также группой в составе не менее трех членов Совета директоров.

Подробнее

Комментируемая статья определяет порядок проведения заседаний Совета директоров и принятия на них решений.

Статья 16
1-3. Комментируемая статья определяет порядок проведения заседаний Совета директоров и принятия на них решений. В данной статье в точности воспроизведены правила ст. 14 Закона 1990 г. о Банке России.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи на заседаниях Совета директоров председательствует, т.е. руководит проведением заседания Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Полномочие Председателя Банка России председательствовать на заседаниях Совета директоров указано также в п. 2 ст. 20 комментируемого Закона.

Подробнее

В комментируемой статье определены структура и порядок формирования Совета директоров

Статья 15
1-2. В комментируемой статье определены структура и порядок формирования Совета директоров. В данной статье в точности воспроизведены положения ст. 11 Закона 1990 г. о Банке России о структуре Совета директоров и ст. 13 этого же Закона о порядке формирования Совета директоров. В то же время в комментируемый Закон не вошло положение ч. 1 ст. 11 Закона 1990 г. о Банке России, в соответствии с которым высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Это предопределено новеллами ст. 12 и 13 комментируемого Закона о Национальном банковском совете - коллегиальном органе Банка России (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Подробнее

Комментируемая статья определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России, в точности воспроизводя при этом положения с

Статья 14
1-4. Комментируемая статья определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России, в точности воспроизводя при этом положения ст. 12 Закона 1990 г. о Банке России. Рассматриваемые нормы основаны на положении п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, согласно которому назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России относятся к ведению Государственной Думы, а также на положениях п. "г" ст. 83 Конституции РФ, в соответствии с которым Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России. Как видно, должность Председателя Банка России является государственной должностью России, установленной непосредственно Конституцией РФ. Соответственно, эта должность указана и в Сводном перечне наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"*(67).

Подробнее

В комментируемой статье определен исчерпывающий перечень вопросов, принятие решений по которым относится к компетенции Национального банковского совета.

Статья 13
В комментируемой статье определен исчерпывающий перечень вопросов, принятие решений по которым относится к компетенции Национального банковского совета. Этот перечень значительно отличается от предусматриваемого ранее в ст. 21 Закона 1990 г. о Банке России перечня функций, выполняемых Национальным банковским советом, образуемым при Банке России. Данные изменения, в том числе расширение перечня за счет включения в него функций, которые ранее возлагались на Совет директоров, характеризуют изменение статуса названного органа из совещательного в управленческий. Так, в указанной статье предусматривалось, что Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

Подробнее

Комментируемая статья посвящена формированию и деятельности Национального банковского совета, определенного в ч. 1 данной статьи как коллегиальный орган Банка России.

Статья 12 1. Комментируемая статья посвящена формированию и деятельности Национального банковского совета, определенного в ч. 1 данной статьи как коллегиальный орган Банка России. Нормы о Национальном банковском совета являются в известной степени новеллами данного Закона, поскольку в Законе 1990 г. о Банке России говорилось о Национальном банковском совете "при Банке России", представлявшем собой совещательный орган, а не орган управления Банком России (см. комментарий к ст. 13 Закона). Как определялось в ч. 1 ст. 20 названного Закона, Национальный банковский совет при Банке России создается в целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ. 

Подробнее